Система изучения имени прилагательного — Методика обучения русскому языку и литературному чтению — Учебные материалы для студентов

Система изучения имени прилагательного

Имя прилагательное в лингвистике трактуется как часть речи, которая обозначает признак предмета, выражает грамматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже. Значение признака является категориальным значением имени прилагательного как части речи. Признак трактуется как круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы. К ним относятся внешние качества людей и животных (красивый, высокий), внутренние (психологические) черты людей (храбрый, весёлый), цвет (красный, розовый), пространственные отношения (дальний, широкий), временные отношения (ранний, вечерний), отношения между предметами (папин костюм, волчий хвост) и др. Поэтому следует осуществлять практическое знакомство школьников с многообразием семантики имен прилагательных.

Грамматические признаки прилагательного зависят от имени существительного, поэтому следует уделять внимание установлению зависимости имени прилагательного от имени существительного. Во втором классе дети учатся подбирать признаки к предмету, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении (выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного). В третьем и четвертом классах происходит конкретизация этой зависимости — имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.

Задачи изучения имени прилагательного:

1) формирование грамматического понятия "имя прилагательное";

2) овладение умением различать имена прилагательные среди других частей речи;

3) формирование умения изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам;

4) овладение умением устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;

5) формирование навыка правописания родовых и падежных окончаний имен прилагательных;

6) обогащение словаря новыми именами прилагательными;

7) развитие логического мышления.

Система формирования грамматического понятия "имя прилагательное" включает три этапа’. На первом этапе учащиеся подготавливаются к усвоению понятия "имя прилагательное". В процессе наблюдений происходит знакомство школьников с лексическим значением имен прилагательных (без введения термина) и вопросами, на которые они отвечают. Дети усваивают понятие признака предмета, что составляет семантическую основу данной части речи. Н. К. Никитина рекомендует следующим образом организовать работу, направленную на усвоение школьниками понятия "признак предмета".

— Назовите предметы, изображенные на картинках. (Лимон, малина, яблоко.) Опишите предметы, укажите, какие они. Назовите конкретные свойства этих предметов. (Лимон желтый, кислый, большой. Малина красная, сладкая, мелкая. Яблоко зеленое, вкусное.)

Вводятся более общие значения. Учащиеся определяют, что слова жёлтый, красная, зелёное называют цвет; слова кислый, сладкая, вкусное называют вкус; слова большой, мелкая, крупное — размер.

Затем мысль детей направляется по пути большего абстрагирования. Делается вывод о том, что качества предметов (цвет, вкус, размер) — это признаки предметов. Предметы отличаются друг от друга своими признаками, каждый предмет может иметь несколько признаков. По этим признакам можно узнать предмет. Ученикам предлагается ответить на вопрос: "Что могут называть слова?" (Слова могут называть признаки предмета.) Далее проводится наблюдение над тем, на какие вопросы отвечают слова, которые называют признаки предметов [1] .

Кроме того, на данном этапе школьники усваивают связь слов, называющих признаки предметов со словами, которые называют предмет. У учащихся формируется следующие умения:

а) распознавать слова данной категории;

б) выделять их из предложения, текста вместе со словом, которое называет предмет;

в) задавать к ним вопросы;

г) определять семантику слова, называющего признак предмета;

д) называть признаки известных предметов;

с) группировать слова по определенным признакам.

На втором этапе осуществляется углубление знаний об имени прилагательном как части речи, изучение морфологических признаков прилагательного (рода и числа) и форм словоизменения (склонения), а также синтаксической функции. Н. К. Никитина отмечает, что в результате школьники овладевают развернутым определением данной части речи.

Порядок развернутого определения имени прилагательного следующий.

1. Имя прилагательное — это часть речи.

2. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы "Какой? Какая? Какое? Какие?"

3. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

4. Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным.

5. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано.

6. В предложении имя прилагательное бывает второстепенным членом [1]. Такое развернутое определение приводит в систему признаки изученной категории.

Содержание третьего этапа:

1) расширение представлений о лексическом значении имен прилагательных;

2) совершенствование умений изменять прилагательные по родам, числам и падежам, устанавливать в предложении зависимость имени прилагательного от имени существительного;

3) развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

4) формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе [3] .

Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам осуществляется на основе знаний учащихся о том, что имя прилагательное обозначает признак предмета; в предложении связано с именем существительным. Для ознакомления с категорией рода имен прилагательных используются имена существительные, которые лексически сочетаются с одними и теми же именами прилагательными (например, день, ночь, утро). На основе речевых ситуаций учащиеся подбирают имена прилагательные к данным именам существительным (день (какой?) зимний; ночь (какая?) зимняя; утро (какое?) зимнее).

Далее проводится наблюдение над каждым родом имен прилагательных. Школьники определяют род имени существительного день. Называют имена прилагательные, которые связаны с существительным мужского рода день (холодный, зимний), определяют род этих имен прилагательных. Затем учитель задает вопрос о том. как учащиеся определили род имен прилагательных. Школьники приходят к выводу, что род имен прилагательных определяется по имени существительному, с которым они связаны. Затем ученики выясняют отличительные признаки имен прилагательных мужского рода — вопрос и окончания.

Аналогично проводится наблюдение над именами прилагательными женского и среднего рода. Анализ языкового материала позволяет ученикам сделать вывод о том, что имена прилагательные изменяются по родам, и обобщить признаки каждого рода.

В соответствии с программой у учащихся формируется навык правописания родовых окончаний имен прилагательных. Укреплению данного навыка способствует овладение следующим алгоритмом действия.

1. Установить, с каким существительным связано имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к прилагательному.

3. Определить род имени существительного.

4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

5. Вспомнить окончание имени прилагательного этого рода.

6. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса. При формировании навыка правописания родовых окончаний

Н. К. Никитина рекомендует использовать в речевой практике сочетание одного и того же прилагательного с существительными разных родов (полезный совет, полезная вещь, полезное занятие).

В процессе изучения числа имен прилагательных школьники должны усвоить следующие сведения:

а) имена прилагательные изменяются по числам;

б) число имен прилагательных зависит от числа имени существительного, к которому они относятся;

в) имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются;

г) прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос "Какие?" и имеют окончания -ые, -ие.

М. Р. Львов считает, что знакомство с данной темой целесообразно провести не индуктивно, а дедуктивно, выдвинув следующую гипотезу: возможно, что прилагательное, зависящее от имени существительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа языкового материала учащиеся приходят к выводу о том, что число имени прилагательного также зависит от числа имени существительного. Специальное наблюдение проводится над формой множественного числа [4] .

Для формирования навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных и окончаний во множественном числе необходимо сформировать у учащихся умение соотносить род и число имен прилагательных с родом и числом имен существительных.

Тема "Склонение имен прилагательных" занимает важное место в процессе изучения данной части речи. Склонение прилагательных включает их изменение не только по падежам и числам, но и по родам (в единственном числе). При изучении темы происходит формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных.

Для ознакомления учащихся со склонением прилагательных М. Р. Львов рекомендует в качестве языкового материала использовать текст. В ходе анализа текста школьники выполняют следующие действия: выделяют в каждом предложении словосочетание "существительное + прилагательное", т.е. находят существительное, от которого зависит прилагательное; определяют, в каком падеже это существительное употребляется; задают вопрос от существительного к прилагательному; определяют падеж имени прилагательного. Учащиеся приходят к выводу: падеж имени прилагательного зависит от падежа имени существительного, с которым оно связано. После этого происходит ознакомление со склонением имен прилагательных мужского, среднего и женского рода.

М. Р. Львов указывает на необходимость проведения наблюдения над падежными вопросами имен прилагательных, что позволяет сделать следующие выводы:

1) имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, которые отличаются от падежных вопросов имен существительных;

2) имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые падежные вопросы (за исключением именительного и винительного падежей);

3) падежные вопросы имеют ударные окончания;

4) в одном и том же падеже окончание вопроса совпадает с окончанием прилагательного.

По мере знакомства со склонением имен прилагательных следует составлять таблицу падежных окончаний, использовать ее в качестве справочника при выполнении упражнений.

  • [1] См. Никитина Н. К. Имя прилагательное // Методика грамматики и орфографии в начальных классах.
  • [2] См. Никитина Н. К. Имя прилагательное // Методика грамматики и орфографии в начальных классах.
  • [3] См. Львов М. Р. Рамзаева Т. Г. Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах.
  • [4] См. Львов М. Р. Горецкий В. Г. Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники