Русский язык для детей за рубежом

Мамы, которые летом побывали у меня на консультации, уже знают, с каким учебником я сегодня пришла. Потому что я советовала его всем детям с РКИ, которые мне попались на пути. Другими словами: на мой взгляд, это лучший учебник РКИ элементарного уровня для детей на сегодняшний день. Сразу поясню, что РКИ – это русский как иностранный. Т.е. учебник рассчитан на детей, которые по-русски не говорят или говорят плохо.

Марианна Авери «Сорока» . Купить учебник можно на амазоне, смотрите на амазонах в своей стране. На японском есть! «Сорока» — это учебник, рабочая тетрадь и книга для учителя.

Чем меня так порадовало это пособие?

1. Оно яркое и красочное. Оформлено одним художником-иллюстратором, в едином стиле. И это очень важно! Пока взрослые рассуждают о мотивации изучения русского, их дети смотрят на страшненькие, но такие содержательные учебники и думают: «За что мне это? Я же хорошо себя вел в прошлом году!»

2. Задания выводят ребенка в речь, провоцируют тут же употреблять изученную грамматику. А в учебниках РКИ для детей это большая редкость. Обычно все наоборот: куча упражнений, которые учат детей, куда и как вставить верное окончание, но не учат употреблять грамматику в речи. В итоге у нас получается язык, который никогда не выходит из плоскости учебника.

3. Контекст! Помните нетленки из учебников РКИ?

А теперь посмотрите, как элегантно можно выйти из положения, отработать примитивную речевую формулу в игровом контексте. Пазлы! Ребенок не просто подражает попугаю, он угадывает по фрагментам пазлов, что изображено на целой картинке.

4. Игры. И их много! А для того, чтобы учителю не приходилось переводить или полчаса объяснять правила игры неговорящим детям, эти правила описаны в виде комикса. Да, возможно, это приемы учебников ESL. И давно пора учиться там, где методика преподавания языка очень сильно обогнала методику РКИ.

Всем заинтересованным предлагаю таблицу умножения. И преумножения. Знаний. )
Как мы знаем, склонение существительных и прилагательных происходит двумя путями — по твёрдому или мягкому типу основы слова. Поэтому и окончаний в каждом склонении, как правило, два. Множественное число существительных — это отдельная тема.


Жёлтым маркером здесь выделены 3 проблемных зоны.
Р.п. сущ мн.ч. требует хорошую развёрнутую простыню в два горизонтальных листа А4, иллюстрирующую все варианты окончаний в порядке И.п.ед.ч. — Р.п.ед.ч. — Р.п.мн.ч.
Таблицу "Склонение прилаг. муж. рода" я уже ранее предлагала педагогическому сообществу:

И чтоб не заканчивать учебный год на деловой ноте, ведь всем нам будет очень не хватать наших дорогих ученичочков, их горящих глаз, светлых голов и ярких открытий, вот нам всем, коллеги, картинка.
Хорошего лета. ))

Прекрасно-фееричный лингвистический этюд Ласаны entre_2_mondes на тему, что там у русских стоит, а что лежит, и кого за это надо расстрелять несколько лет назад имел не только в ЖЖ, но и во всём рунете небывалый успех. Не преувеличиваю. Не верите? Нагуглите. Об этом кто только не отписался, и даже я.
http://entre-2-mondes.livejournal.…
Но вот начав преподавание на французском языке, не будучи лингвистом и даже учителем РКИ, я столкнулась с мыслью, насколько реально и глубоко непонимание французами (и не только ими ) этого вопроса.
— Марина, а почему мы учим эти глаголы в числе первых? Это что, настолько важно? — немного несмешливо спросил меня новый ученик. И я на минуту "зависла". Кстати, да, а почему? Что тут странного для французов?
А странно то, что мы, не обращая на это внимание и по привычке, почти постоянно употребляем эти глаголы, отвечая на вопрос "Где?"
Это всё для нас очевидно, а для них нет. Французы и даже сербы так не говорят.
— Где твои носки?
— Они лежат в шкафу.
— Где твои ботинки?
— Они стоят в коридоре.
— Да, да, Эмильен, стулья стоят — это понятно, но и стол стоит тоже! У него же есть ножки, хоть он и не очень вертикален. ))

Простое, но многофункциональное задание для урока РКИ. Набор картинок из интернета.
Надо подписать каждую картинку (лексика по темам "Еда" и "Тара")), используя словосочетание, в котором второе слово будет стоять в Р.п. ед.ч. Интересно то, что еду и большинство её видов мы часто употребляем в единственном числе, даже со словами "много", "мало" и т.д.
Если хотите усложнить задание, расскажите про разделительный падеж (партитив)) в составе родительного — головка чеснока или головка чесноку, стакан кефира или стакан кефиру, бутылка коньяка или бутылка коньяку? У Булгакова кот Бегемот в ходе перестрелки одновременно сделал глоток бензина и напился бензину. Иногда просто необходимо употребить форму не стандартного родительного, а разделительного: «Я из лесу вышел» (Н. Некрасов), «Огоньку не найдётся?», «без году неделя»
Делюсь.
Кому пригодится, забирайте. Слеплено коряво, но от души. ))

В апреле у нас начались занятия для детей с 3 лет. Это самые малышовые малыши в нашей школе, и я долго не решалась даже подумать о таком курсе. Но в прошлом году пришли первые четырехлетки, и в какой-то момент, сломав очередное копье и исписав очередной карандаш, мы подумали, что начинать лучше-то пораньше. И если начать года в 3, то в 4 можно избежать многих проблем. О нашем курсе «12 профессий» я писала здесь. А убедиться в собственной правоте или взять свои слова обратно мы сможем через год-) Кстати, выросшие на профессиях дети, сейчас «путешествуют» с Татьяной-сенсеем. И я надеюсь дописать пост про ее классную программу.

Для 3-летних малышей за основую программы мы взяли сказки и стихи. На 1 месяц берем 1 произведение, и в течение последующих уроков играем с ним всеми возможными способами. Параллельно расширяем лексику во все стороны и предлагаем мамам варианты самостоятельных занятий по темам. Если у нас целый месяц на одну и ту же историю, то мы не распыляем внимание на стандартные темы в развивашках: «сегодня у нас фрукты, а на следующей неделе будет транспорт, а через неделю — грибы».

Давно я не рассказывала про книжки и пособия, и сегодня у меня книжки с картинками, с которыми можно работать с младенчества и до младшего школьного возраста.

Это истории, в которых часть слов заменена картинками. У меня в библиотеке есть вот такой «Чемоданчик коротких текстов» с тремя книжками. У этого же автора есть еще несколько похожих изданий .

Вот наваяла вчера вручную, под жужжание парада по ТВ, кроссворд для начального этапа изучения русского языка иностранцами. Заняло оно у меня часа 2-3, наверное. Картинки — из детской настольной игры Le Lynx. Их надо записать во множественном числе.
Вдруг кому ещё пригодится.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники