Русский на 5 — Просмотр темы — С чего начать изучение русского языка?

Добрый день!
Я отлично понимаю, что мой вопрос покажется странным, но.
Ситуация такова: фактическое проживание город Егорьевск. Курсов по русскому языку — нет. Репетитор — очень дорого ( я уже 4 тыс за школу иностранных языков плачу ежемесячно).
У меня еще 20 лет назад — педагог поставил диагноз: "Природная неспособность знать русский язык" (хотя правила я учила дотошно).
Сейчас — повторение проблемы: сыну 8 лет, и школьную программу он не усваивает (с математикой все очень и очень неплохо).
Прошу посоветовать — учебную программу, желательно со справочниками, дисками и прописями.
Чтобы я и ребенок вместе осваивали курс русского языка.
Может есть в Москве курсы русского языка для начальной школы по выходным? Главное, чтобы он смог знать русский язык на твердую 4-5. Пусть 5-12 месяцев будем ездить на целый выходной в Москву, но это нужно.

08 июн 2015, 13:33

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1077

Добрый день!
Вижу, пока никто не откликнулся. А у меня сейчас не получается вам ответить, потому что, как вы знаете, только прошел ЕГЭ, стали известны результаты, очень многим выпускникам нужна срочная помощь. Пожалуйста, подождите несколько дней. А сейчас я не могу отрываться от темы экзамена: у людей судьбы решаются.

11 июн 2015, 12:32

Добрый день!
Я отлично понимаю, что мой вопрос покажется странным, но.
Ситуация такова: фактическое проживание город Егорьевск. Курсов по русскому языку — нет. Репетитор — очень дорого ( я уже 4 тыс за школу иностранных языков плачу ежемесячно).
У меня еще 20 лет назад — педагог поставил диагноз: "Природная неспособность знать русский язык" (хотя правила я учила дотошно).
Сейчас — повторение проблемы: сыну 8 лет, и школьную программу он не усваивает (с математикой все очень и очень неплохо).
Прошу посоветовать — учебную программу, желательно со справочниками, дисками и прописями.
Чтобы я и ребенок вместе осваивали курс русского языка.
Может есть в Москве курсы русского языка для начальной школы по выходным? Главное, чтобы он смог знать русский язык на твердую 4-5. Пусть 5-12 месяцев будем ездить на целый выходной в Москву, но это нужно.

Хочу ответить Вере и всем мамам, которые заметили, что у их детей, учащихся начальных классов, есть проблемы с нашим предметом. Давайте посмотрим на вашу ситуацию вместе. Что у нас в активе?

Есть неравнодушная мама, которая обеспокоена неблагополучной ситуацией. Семья живет в Подмосковье, мама не может позволить себе воспользоваться услугами репетитора. Сейчас она ищет выход из положения. Ей представляется оптимальным найти курсы, возможно, они будут проходить в Москве, куда она готова возить ребенка по выходным. Мама готова заниматься с ребенком сама, но для этого ей нужна учебная программа, которая включала бы в себя все необходимые для обучения компоненты. Собственный опыт изучения школьного курса русского языка у мамы, скорее, отрицательный.

Для меня в этом обращении слишком много неизвестных. Приговор педагога, вынесенный когда-то маме: «природная неспособность», звучит дико и непрофессионально: в любой трудной ситуации нужно разбираться, а потом свои усилия направлять на причины, а не на следствия: борьба со следствиями как правило приносит мало пользы. Ваш собственный диагноз: «программу он (сын) не усваивает» — это совершенно не та информация, которая нужна, чтобы хоть что-нибудь понять.
Образно говоря, и ваш бывший учитель ранее, и вы сами, Вера, теперь ставите на обучаемом крест. А нам нужен совершенно иной символ: огромный жирный вопросительный знак —.

Поверьте специалисту, не нужно проводить параллели между собой и сыном. Я понимаю, что некоторое сходство между вами есть. И странно было бы ожидать обратного! Но при этом я абсолютно уверена в другом: такие параллели лишь мешают вам проанализировать ситуацию объективно.

Школьный курс русского языка — это многокомпонентный курс. Он включает как определенный объем информации, так и практические навыки и умения.

Напишите, в чем ваш сын испытывает затруднения. Посмотрите его тетрадки. Как они выглядят? Какие пометки и замечания делал в них учитель? Какие ошибки допускает ребенок? Какие слова он пишет неправильно? Справляется ли он с заданиями, когда требуется что-то подчеркнуть, отметить, выделить? Успевает ли он выполнять все задания учителя в классных работах? Насколько ребенок внимателен и работоспособен? Хорошо ли он читает? Любит ли он читать? Много ли он читает? Как он говорит? Хорошо ли пересказывает прочитанное? Что для него в нашем предмете самое нелюбимое? Понимаете, советы или программу можно предлагать только тогда, когда ты собрал нужную информацию. Попробуйте рассказать о проблемах вашего сына подробнее.

Есть ли на нашем сайте материалы для занятий учащимися младших классов?
Да, и очень много.

Правила орфографии
К каждому правилу есть тест, который проверяет, верно ли понято правило. Не забывайте выполнять тесты.
http://russkiy-na-5.ru/rules

Универсальный сервис повышения грамотности — СОС. http://russkiy-na-5.ru/articles/352

Попробуйте в занятиях дома использовать наши материалы. Мамы пишут мне о том, что они весьма эффективны, помогают даже в очень трудных случаях и нравятся детишкам. Если у вас будут конкретные вопросы о том, как лучше что-то сделать, пишите, я отвечу. Если что-то будет непонятно вам или вашему сыну, я объясню. Если вы пришлете примеры ошибок или работ своего ребенка, я их прокомментирую.
Желаю вам успеха!

21 июн 2015, 15:48

Еще несколько сомнений, которыми, Вера, я хочу с вами поделиться.

Вы возлагаете надежду на курсы. Боюсь, что вы лишь упустите время. Сейчас, я думаю, вы ничего не найдете. Это понятно: лето же, а любые курсы — это коммерческое предприятие. И вообще у нас как-то принято организовывать курсы либо для дошколят, либо для выпускников. А для второклассника выбор может оказаться отнюдь не богатым.

Почему вы думаете, что курсы помогут справиться с проблемой? У вашего сына возникли затруднения именно при групповом обучении. Здесь ситуация может повториться. Если почти ежедневные уроки оказались неэффективными, то что дает вам основание думать, что групповой урок 1 раз в неделю переломит ситуацию?

Какие курсы? Что преподают? Как работают с детьми? Кто ведет обучение? С какой целью? Это всё важные вопросы.

Если ваша ситуация не является критической, возможно, вам помогли бы несколько консультаций. Но сначала нужна очень тщательная диагностика. Если же положение дел действительно тяжелое, то уроки 1 раз в неделю не помогут: занятия потребуются чаще, желательно ежедневные. С детишками вообще лучше заниматься каждый день: они все время должны находиться в среде, которая делает те или иные занятия актуальными, значимыми.

Я посмотрела в Интернете, Егорьевск расположен на приличном расстоянии от Москвы. По железной дороге это три часа в один конец. И плюс столько же обратно. И в Москве вы не на Казанском вокзале будете заниматься. Значит, 7 — 8 часов в день вы собираетесь тратить на дорогу? Очень плохой план, если принять во внимание возраст вашего сына. Интересно, как сможет заниматься восьмилетний мальчишка после 3,5 — 4 часов дороги? Какого результата вы от него ждете? Даже для выпускника это была бы слишком серьезная нагрузка! И ведь вы собираетесь ездить регулярно? Получается, вы готовы лишить своего сына отдыха, времени, которое он мог бы потратить на прогулку, на сон, на чтение, на приготовление уроков. Я бы рекомендовала поступить совершенно по-другому. От идеи возить ребенка в Москву отказаться, и самой приложить усилия к тому, чтобы сыну помочь. Если у вас уже есть опыт занятий с ребенком, напишите, что не получалось. Если такого опыта нет, то попробовать нужно обязательно. Особенно сейчас, летом, когда нет школьных нагрузок и над вами не висит угроза низких отметок.

24 июн 2015, 21:28

Зарегистрирован: 08 июн 2015, 13:11
Сообщения: 4

Наталья! Огромное спасибо.
Вы меня убедили не мотаться до 6 класса в Москву, а больше времени проводить с сыном и самостоятельно работать над проблемой.

Докладываю:
1. Куплен ноутбук сыну и к нему диски с видеоуроками русского языка. Огромная просьба — подумайте над тем, чтобы записывать диски с Вашими видеоуроками для наших детишек. Думаю, желающих купить отбоя не будет.
2. Купила книгу: в которой в игровой форме объяснены правила русского языка, начали читать.
3. Купила прописи (у нас чистописание ужасное), ребенок их не хочет писать. Заставляю.
4. Сейчас разрабатываю план по Вашим материалам.

23 июл 2015, 11:48

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1077

Вера, успехов вам!

Не стесняйтесь обращаться с вопросами, если что-то непонятно (сами не помните, не знаете, не понимаете, не можете решить, как лучше объяснить. ), если что-то будет получаться не так или не совсем так, как вы себе представляли. Но самое главное, не бросаться на амбразуру, не кидаться в «последний бой», а привыкнуть к мысли, что вам предстоит большая и, может быть, трудная работа, от которой нельзя отказаться, которую нельзя бросить, которая будет требовать вашего внимания постоянно. Поверьте, очень многое будет зависеть именно от вашего настроя. Повторю свои же слова: «Никто не любит вашего ребенка, как любите его вы. Никто не знает его лучше. Никто не поможет ему так, как это можете сделать вы».

О почерке
Есть диаметрально противоположные точки зрения.
Современная:
на выработку почерка уходит масса времени. Это неоправданно, так как у большинства людей почерк портится сразу же, как только учитель перестаёт за ним следить, то есть в 5-м классе. Дети начинают писать много. От них требуется умение писать быстро. Взрослая жизнь сейчас не требует от человека письма от руки: взрослые пишут очень редко, современным людям важнее уметь печатать. Дети чаще всего ненавидят занятия чистописанием. Оно противно живой детской природе.

Классическая (=традиционная):
письмо — часть культурной традиции. Почерк должен быть не только разборчивым, в противном случае он будет мешать жить его владельцу, но и красивым. Вырабатывая почерк, мы вырабатываем характер. Мы учим детей быть терпеливыми, старательными, аккуратными, внимательными, прилежными. Ребёнок не должен заниматься только тем, что ему приятно. Он должен осознанно относиться к своей обязанности учиться. Если в детстве он не научится преодолевать себя, ему будет трудно жить.

Тема почерка уже обсуждалась у нас на форуме. Одна мама поделилась прекрасным опытом. См. здесь: viewtopic.php?f=13&t=6

Все требования нужно повышать постепенно (объем материала, темп отработки каких-то вещей и т.п.). Всегда боюсь, что мамы обрушатся на детишек всей своей энергией. Полезнее занятия каждый день по 15 минут, чем раз в неделю 2 часа.
Счастливо!
Все будет хорошо.

23 июл 2015, 14:22

Зарегистрирован: 08 июн 2015, 13:11
Сообщения: 4

Наталья добрый день!

Ура, у меня появилась причина для радости. У сына по диктанту. 3. Я пока довольна, у его одноклассников много 2 и 1. Решила пока его не мучить русским языком, до зимних каникул. Приоритет: математика. В зимние каникулы будем осваивать методику Шкляровой. Почерк постепенно исправляется и ошибок стало меньше.
Мне нужен совет: я хочу завести тетрадь для словарных слов и правил, пусть сын все это выписывает. Это правильно?

20 окт 2015, 10:11

Зарегистрирован: 12 апр 2012, 19:23
Сообщения: 1077

Вера, добрый день!

С русским стало получше? Я рада за вас. Тройка. Это звучит не очень оптимистично. Но оценка сама по себе ничего не значит. К сожалению, в школе у нас оценивают что угодно, но только не прогресс конкретного ребёнка. Не упустите из внимания этот момент. Маленький человек старается. Сейчас он очень нуждается в поддержке. Учителя иногда не замечают небольших успехов, которые появились в результате очень больших усилий.
Бывает и так: за вполне приличные работы учитель упорно продолжает ставить тройки. Просто по привычке. Практически все репетиторы с этим сталкивались.
И у ребенка опускаются руки. Постарайтесь, чтобы с вашим сыном этого не произошло.

Ваши результаты пока — я могу это предположить — неустойчивы. Если вы прекратите занятия, переключившись на другой предмет, русский опять съедет. Это неверная тактика. К сожалению, она очень распространена среди родителей. Подтянут математику, русский увязнет, займутся русским, с математикой опять проблемы.
Что делать?
Заниматься всем. Это реально. Но, конечно, потребует от вас усилий и организованности. К математике и русскому подключите чтение. От того, как ребенок воспринимает и перерабатывает информацию из письменных текстов, зависит очень многое.

Вера, не обижайтесь, но ваша затея с ведением словарика и записыванием правил мне не очень по душе.
Вы в данном случае хотите делать ту работу, которая вам понятна и доступна. Но этого мало. Понимаете, есть эффективные и малоэффективные виды работ. А бывает, что какой-то вид работ малоэффективен не сам по себе, а для какого-то возраста.
Боюсь, что вы будете копировать свой собственный не самый удачный опыт (помните, вы писали мне раньше, что в школе вы знали все правила, но это вам не очень помогало) и перекладывать центр тяжести на сына.
Смотрите, действовать будет он. Он будет выписывать слова с ошибками в специальную тетрадь.
Для ребенка это скучное занятие. Обычно дети делают подобные задания механически. Некоторые родители еще любят заставить писать слово сколько-то там строчек, например, 10. Один ребёнок будет при этом протестовать и родители получат конфликт. Другой послушно подчинится. А на следующий день в классной тетрадке опять напишет: шол, щастье и канфеты .
Я уверена, что ошибки нужно выписывать маме. Делать это постоянно. И так же постоянно возвращаться к ним, общаясь с ребенком.
Если вы десять раз спросите, какая гласная буква пишется в слове шёл. а потом покажете это слово, написанное на листочке крупно, но с пропуском, и спросите, какую букву нужно вписать, а потом опять вернётесь к этому слову и скажете: «Слушай, как хорошо, что ты знаешь, что в слове шёл пишется буква ё. а какая буква будет в слове прошёл. а зашёл. А пришёл. А вечером придумайте фразу посмешнее, в которой будет слово ушёл. и напишите с сыном диктант. А утром, за завтраком. и так далее.
Не нужно давать детям тягомотные задания. Нужно создавать среду, в которой царят положительные эмоции, появляется азарт и ощущение: «это легко, я смогу».

Правила переписывать не надо. Ребенка никто не учил конспектировать, то есть выбирать и записывать главное. Этому учат в старшей школе. Просто переписывать правила — это лишить ребенка его права быть ребенком. Не могу представить себе мальчишку, которому такая идея будет по душе.

Переписать правило еще не значит научиться его применять.
Что нужно? Нужно понять закономерность. Важно понять, какие слова ей подчиняются. Встретив слово, нужно суметь отнести его к тому или другому правилу (это требуют в школе постоянно, давая задания вставлять буквы, подчеркивать буквы). Правилами следует оперировать. Чтобы правило заработало, приложите усилия.
Это вам нужно их приложить. Вы можете выяснить, не заучена ли формулировка механически, понимает ли ваш сын условия, при которых пишется то-то и то-то. Только вы можете подобрать дополнительные примеры. Только вы увидите, скажем, осознал ли он, что рожь пишется с мягким знаком, а нож — без.

Неправильное занятие: усадить ребенка за стол, дать задание, похожее на школьное, и уйти заниматься домашними делами. Долой все большие, трудоемкие и скучные задания. Вообще они иногда нужны, но не вам и не сейчас.

Правильное занятие: разрешить сыну сесть на пол, залезть на спинку дивана, забраться с ногами на стол, повиснуть на турнике, расхаживать по комнате и через общение с вами понять что-то такое, что до сих пор до сознания не доходило. Вам нужна гарантия понимания + эффективная и интенсивная отработка (все то, что способствует запоминанию). Зачем нужны вы? Совсем не для того, чтобы открыть страницу в книжке и галочкой пометить задание. Вы нужны, чтобы всю работу разделить на маленькие шажочки и вести сына, задавая ему темп, ритм движения. Чтобы вовремя среагировать, заметив недопонимание, скуку, усталость, рассеянность. Чтобы менять задания и формы работы. Чтобы прервать урок до того момента, когда уже не работается результативно.

У нас на сайте есть правила с тестами. http://russkiy-na-5.ru/rules
Это не настоящие тесты, а расширение лингвистического опыта. Моей целью было дать в распоряжение родителей и детей списки слов, на которые распространяет или не распространяет действие то или иное правило. Материал (слова) сгруппирован по правилам. Когда в школьном учебнике детям дают два или три примера, то для многих детишек этого мало. Свои аналогичные примеры они не всегда могут придумать сами. А у нас правило начинает работать. Только не читайте все правила подряд. Находите те правила, с которыми есть проблемы. Или те, которые ваш сын сейчас изучает в школе.

В СOC http://russkiy-na-5.ru/glossary есть раздел «Правильный словарик». Там сгруппированы слова, которые пишутся по правилам. СОС — это платный сервис, для него нужно оформить подписку.

И еще для вас полезен раздел http://russkiy-na-5.ru/sections/180 .
Здесь дети как раз должны искать слова с теми или иными орфограммами. Это тоже работает на усвоение правил и умение ими пользоваться.

21 окт 2015, 09:33

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники