РП Родной язык 10класс УМК Власенкова А

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для X классов составлена в соответствии с государственным стандартом среднего (полного) общего образования 2004 г (Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004, № 1089), Федеральным базисным учебным планом (утвержден приказом Министерства образования России № 1312 от 9 марта 2004 года), примерной программой (Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005г. № 03-1263), ориентируясь на авторскую Программу по русскому языку А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой (М. Просвещение, 2011). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

2.Общая характеристика учебного предмета

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в старших классах развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению. Развитие коммуникативной компетенции происходит в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе, однако только на уроках русского языка этот процесс имеет целенаправленный характер. Другими словами, коммуникативные универсальные учебные действия, которые поддерживаются целым комплексом школьных предметов, являются в то же самое время предметными компетенциями, входящими в коммуникативную составляющую содержания учебного предмета «Русский язык».

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции развиваются на основе углубления знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании, общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; предполагают овладение системой знаний о литературной норме, об основных аспектах культуры речи, о функциональных разновидностях языка, формирование активных навыков нормативного употребления единиц языка в различных сферах общения, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи старшеклассников, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает более глубокое осознание старшеклассниками языка как формы выражения национальной культуры, осмысление взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета не только в бытовой, но и в научно-учебной сферах общения.Культуроведческая компетенция обеспечивает осознание русской языковой картины мира, выявление общего и специфического в культуре русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.

Программа курса русского языка состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10классе; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в старших классах произведений художественной литературы.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает не просто ознакомление, а практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами, некоторыми жанрами названных стилей.

3.Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Предмет «Русский язык» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в Х классе – 70часов (2 часа в неделю).

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского (родного) языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования и совершенствования универсальных учебных действий. В старших классах продолжается соответствующая работа, которая на этом этапе обучения приобретает особую значимость и направлена на развитие важнейших коммуникативных универсальных учебных действий (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе совместной учебной и проектной деятельности, адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, уместно использовать языковые средства в дискуссии, при аргументации собственной позиции, соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи, правила русского речевого этикета и др.); познавательных универсальных учебных действий (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и дополнительную, явную и скрытую информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); регулятивных универсальных учебных действий (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;

2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:

•разными видами чтения и аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;

•умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом; защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;

•умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;

•разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

2) способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;

4) овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.

Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;

2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов при-общения к ценностям национальной и мировой культуры;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

•адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;

•осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;

•способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

•владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

говорение и письмо:

•создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

•подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;

•применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

•соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;

•осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;

4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;

5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

5.Содержание учебного предмета «Русский язык» в 10 классе

Содержание тем учебного курса

Программа состоит из двух разделов. В первом разделе указан материал для повторения, углубления и некоторого расширения знаний по русскому языку в 10 классе; во втором — определена лингворечевая деятельность учащихся, организуемая на материале текстов, используемых в качестве дидактического материала, а также на основе изучаемых в этих классах произведений художественной литературы.

Ранее изученный материал по русскому языку выступает основой для овладения языком на более высоком уровне — на уровне текста, речевых стилей, в особенности научного, публицистического, художественного, на уровне формирования индивидуально-речевого стиля учащихся и овладения общими сведениями о языке, осмысления его сущности, динамики развития, его органичной взаимосвязи с жизнью общества, с историей народа, с языками других народов.

Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического (фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического — частей речи, синтаксического) разбора, анализа текстов разных стилей. Лингвистический разбор отличается от ранее практиковавшегося тем, что он, кроме традиционных лингвистических действий, предполагает установление взаимосвязи фонетической, грамматической характеристики слова или предложения с их правописанием; разбор начинается с выявления в предложении или тексте нужного языкового факта, устанавливается связь между разными сторонами языковой системы: лексикой и стилистикой, словообразованием и морфологией, морфологией и синтаксисом.

Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом, попутно, вторым планом: в одних случаях — в форме выписок, планирования, переложения текста, его продолжения или составления подобного в том же стиле и жанре; в других — в форме комментирования, объяснения орфограмм и пунктограмм, коротких справок, выполнения упражнений учебника с учетом пробелов в подготовке каждого учащегося, группировки примеров на определенные правила правописания, составления орфографических, пунктуационных упражнений самими учащимися; в третьих случаях проводится краткая обобщающая беседа, позволяющая учащимся построить план, схему, таблицу взаимосмешиваемых написаний, наметить алгоритм умственного действия по различению конкурирующих языковых явлений с последующим выполнением на его основе практических упражнений. Работа по орфографии и пунктуации, так же как и по грамматике, занимает целый урок лишь в редких случаях.

Развитие речи. его содержание и формы определяются органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия учащимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание. На программном литературном материале учащиеся учатся строить сообщения типа индивидуальной, сравнительной, групповой характеристики, типа анализа идейно-тематического содержания произведения, его композиции, используемых в нем художественных средств, авторского отношения к изображаемому, авторской позиции по затрагиваемым в произведении вопросам. Это работа по развитию речи, по орфографии и пунктуации, а ее предметное содержание служит более качественному, хорошо осмысленному усвоению литературного материала.

Преобладают виды работы, связанные с анализом текста, его переработкой, а также составление учащимися своего, авторского, текста.

Раздел «Текст и его строение. Основные виды переработки текста» является повторением того, что было изучено в предшествующих классах, однако содержание его существенно обогащено и усложнено: расширен круг рассматриваемых вопросов, включен более сложный дидактический материал, изменен и усложнен характер предлагаемых видов речевой деятельности учащихся, расширен их перечень.

Главными в программе являются разделы, в которых рассматриваются стили речи. Особое внимание уделяется научному, публицистическому и художественному стилям. Это диктуется социальной значимостью названных стилей, требованиями, предъявляемыми к школе с точки зрения современных задач общества, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с окончанием школы и вступлением в активную самостоятельную жизнь. Исключительную важность приобретает практическое овладение научным, публицистическим и художественным стилями речи, их основополагающими элементами и некоторыми жанрами: реферат, статья, обзор. Приобщение к собственно научному и научно-техническому подстилям (вариантам) научного стиля предполагает работу по осмыслению терминологической лексики. Важное место отводится работе с научно-учебным подстилем: восприятию и переработке текста школьных учебников и учебных пособий по разным предметам. В современных условиях выпускникам средней школы необходимо овладеть языком таблиц, схем, в официально-деловом стиле — языком рекламы.

Ярко выраженную практическую направленность имеет материал по публицистическому стилю речи. Она выражается в ориентации на овладение учащимися общественно-политической лексикой, синтаксисом публичных выступлений, такими особо популярными жанрами публицистического стиля речи, как эссе и разные виды очерка, в ориентации на овладение устной формой речевой деятельности — докладом, выступлением в прениях.

Наиболее полно представлен в программе художественный стиль речи. Школьный курс литературы предоставляет обильный материал по художественному стилю: образцовые тексты, которые служат основой для обогащения речи учащихся, развития их творческих способностей. Овладение содержанием художественного произведения через его форму позволяет приобщать учащихся к нравственным, эстетическим ценностям литературы и таким образом оказывает положительное влияние на формирование личности учащихся. Язык художественной литературы представляет эталон использования слова, построения словосочетания, предложения, текста, служит первоосновой для овладения всеми другими стилями.

Главное направление программы — проникновение в язык, индивидуальный стиль писателя, в авторское начало произведения, сосредоточение внимания не только на словесном материале текста, на тропах и стилистических фигурах, но и на всех других структурных элементах художественного произведения, создаваемых словом, — на образах-персонажах, композиции, идейном замысле, образе автора. Такой подход принципиально важен как с точки зрения полноценного восприятия художественного произведения (а этому работа над художественным стилем должна способствовать прежде всего), так и более глубокого понимания роли слова в художественном произведении.

Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, работа с художественно-языковыми средствами, разнообразные виды переложения текста (передачи его содержания) в устной и письменной формах, самовыражение и литературное творчество учащихся, публичная речь. Повседневная работа по названным направлениям ведет к овладению богатствами литературы как вида искусства и в то же время развивает, обогащает речь учащихся, позволяет им проникать в творческую мастерскую писателя, поэта, в тайны родного языка.

Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше задачами курса и его содержанием. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы, таких, как составление плана, тезисов, конспекта, подготовка реферата, доклада, написание аннотации, рецензий, самостоятельный анализ текста, целенаправленные выписки, аналитическое сообщение на основе самостоятельного изучения текста (по плану, предложенному учителем, а затем по собственному плану), творческие работы в жанре эссе, очерка, рассказа и т. д. ведение дневника и использование в устных и письменных сообщениях дневниковых записей.

Изучение научного стиля речи строится таким образом, что учащиеся постоянно обращаются к общелингвистическим понятиям, категориям: лексическим, словообразовательным, синтаксическим. Процесс вхождения в научный стиль речи дает возможность учителю повторить с учащимися лексику и грамматику. По такому же принципу строится и изучение темы «Публицистический стиль речи». Это способствует более обстоятельному овладению стилями речи, интенсивно развивает лингвистическое мышление учащихся, их способность видеть за частными (частностилистическими) проявлениями общие закономерности языка, его функционирования.

Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она охватывает и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общенаучную лексику), и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам.

Распределение учебных часов по темам в 10 классе

70 часов (2 часа в неделю)

1. Повторение (6 часов)

2. Общие сведения о языке (6 часов)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.

Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

3.Фонетика, орфоэпия, орфография (10 часов)

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство.

Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

4. Лексика и фразеология (14 часов)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Лексические и фразеологические словари.

  1. Морфемика (состав слова) и словообразование (6 часов)

Обобщающее повторение ранее изученного.

Выразительные словообразовательные средства.

  1. Морфология и орфография (11 часов)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.

Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.

Морфологический разбор частей речи.

  1. Речь, функциональные стили речи (6 часов)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи.

Использование учащимися средств научного стиля.

  1. Систематизация материала, изученного в 5 – 10 классах (4 часа)

7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа по русскому языку для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. Власенков А.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10 – 11 классы»: кн. для учителя / А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 7-е изд. – М. «Просвещение», 2007г.

Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. — М. «Просвещение», 2009

Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение, 2009 – 2012

Гольцова Н.Г. Русский язык. 10 – 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Русское слово, 2009

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. М. Издательство МГУ, 2006

Список литературы для учителя

  1. Цыбулько И.П. Александров В.Н. Соловьева Т.В. и др. Русский язык. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. – М. Русское слово, 2009.
  2. Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько – М. Интеллект-Центр, 2009.
  3. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Русский язык/ ФИПИ авторы составители: А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова – М. Астрель, 2009.
  4. Пахнова Т.М. Русский язык: Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом. – М. Дрофа, 2009.
  5. Долина Т.А. Готовимся к единому государственному экзамену: учимся аргументировать собственное мнение по проблеме: пособие для учащихся. – М. ООО «Русское слово – учебник», 2010.
  6. Кушевич Т.А. Изучение выразительных возможностей русского языка: повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах. – М. Чистые пруды, 2006.
  7. Хазанова И.В. Подготовка к ЕГЭ с помощью диктантов. – М. Чистые пруды, 2005.
  8. Шапиро Н.А. Работа с текстом на уроках словесности: 10-11 классы. – М. Чистые пруды, 2005.
  9. Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М. Айрис-пресс, 2007.
  10. Розенталь Д.Э. Русский язык на отлично. Стилистика и культура речи. – М. ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009.
  11. Александров В.Н. Анализ поэтического текста. – Челябинск: Взгляд, 2006.
  12. Квятковский. Школьный поэтический словарь. – М. Дрофа, 2000.

Список справочной литературы по русскому языку для учащихся:

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – 9-е изд. – М. 2004.
  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. – 2-е изд. – М. 2005.
  3. Жуков В.П. Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. 2003.
  4. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. Ф.П.Филина. – 2-е изд. – М. 1998.
  5. Лекант П.А. Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М. 2005.
  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. – 6-е изд. – М. 2003.
  7. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд. дополненное. – М. «А ТЕМП», 2004.
  8. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов. – 7-е изд. – М. 2005.
  9. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – 2-е изд. – М. 1998.
  10. Тихонов А..Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – 2 изд. перераб. – м. 1991.
  11. Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь.- 41-е изд. – М. 1990.
  12. Шанский Н.М. Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. — М. 1997.

. Перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет

Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала

Культура письменной речи

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

Имена.org — популярно об именах и фамилиях

Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

Крылатые слова и выражения

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

Мир слова русского

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

Основные правила грамматики русского языка

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

Рукописные памятники Древней Руси

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

Свиток — История письменности на Руси

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык

Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой

Справочная служба русского языка

Тесты по русскому языку

Центр развития русского языка

Электронные пособия по русскому языку для школьников

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 10 – 11 классах являются:

1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

4) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

5) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

6) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 10 классе являются:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

6) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 10 классе являются:

1) сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

По окончании 10 класса учащиеся должны:

по теме «Общие сведения о русском языке»:

  • владеть сведениями по истории русского языка;
  • понимать место русского языка в современном мире;
  • ориентироваться в процессах, происходящих в русском языке на современном этапе;

по теме «Фонетика, орфоэпия, графика»:

  • владеть теоретическими знаниями по теме (понятие фонемы, открытого и закрытого слога, особенности русского ударения, логическое ударение, звукопись как изобразительное средство языка) и применять их на практике;
  • владеть нормами современного литературного произношения и ударения в русском языке;
  • уметь создавать фонетическую запись и производить фонетический анализ;
  • различать написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному правилам русской орфографии;
  • применять правила правописания на практике;
  • уметь пользоваться орфоэпическими и орфографическими словарями;

по теме «Лексика и фразеология»:

  • иметь представление о лексической системе русского языка;
  • владеть теоретическими знаниями об отношениях между лексическими значениями слов (многозначность слова, омонимы, синонимы, паронимы, антонимы) и применять их на практике;
  • владеть теоретическими знаниями о происхождении русской лексики (исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова) и применять их на практике;
  • владеть теоретическими знаниями о сфере употребления русской лексики (диалектизмы, специальная лексика, арготизмы) и применять их на практике;
  • владеть теоретическими знаниями о лексике межстилевой, разговорно-бытовой и книжной и применять их на практике;
  • владеть теоретическими знаниями о пассивном и активном словарном запасе, об архаизмах, историзмах и неологизмах и применять их на практике;
  • владеть теоретическими знаниями о русской фразеологии и применять их на практике;
  • уметь использовать изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов;
  • уметь видеть в тексте контекстуальные синонимы и антонимы, приемы градации и антитезы;
  • уметь пользоваться лексическими и фразеологическими словарями;
  • уметь производить лексико-фразеологический анализ;

по теме «Морфемика (состав слова) и словообразование».

  • знать морфемы;
  • уметь производить морфемный анализ слова;
  • знать способы образования слов;
  • уметь производить словообразовательный анализ;
  • владеть теоретическими знаниями о выразительных словообразовательных средствах (суффиксы субъективной оценки, окказионализмы, семантизация морфем, словообразовательный повтор) и применять их на практике, видеть выразительные словообразовательные средства в тексте;

по теме «Морфология и орфография»:

  • владеть теоретическими знаниями о частях речи (общее грамматическое значение, словообразование отдельных частей речи; лексико-грамматические разряды, грамматические категории и грамматические формы, синтаксические функции) и применять их на практике;
  • владеть нормами употребления форм слова разных частей речи;
  • использовать изобразительно-выразительные возможности морфологических форм
  • владеть теоретическими знаниями о принципах русской орфографии и применять их на практике; отбирать и использовать соответствующий принцип русской орфографии при написании слова;
  • понимать роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения;
  • знать основные правила правописания слов разных частей речи и применять их на практике;
  • применять лексический и грамматический анализ при написании слов различной структуры и значения;
  • уметь производить морфологический анализ слов разных частей речи;

по теме «Речь, функциональные стили речи»:

  • понимать различия между языком и речью;
  • понимать основные требования к речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств); осознавать необходимость совершенствования своей речи;
  • знать признаки текста, его строение и виды его преобразования (тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат) и владеть способами преобразования текста;
  • уметь производить комплексный анализ художественного и научно-популярного текста;
  • владеть знаниями о признаках разных функциональных стилей речи, знать их характеристики;

по теме «Научный стиль речи»:

  • иметь представление о назначении научного стиля речи, знать его признаки и разновидности (подстили);
  • знать лексические и синтаксические особенности научного стиля, уметь видеть их в тексте;
  • владеть теоретическими знаниями о нейтральной, общенаучной и специальной лексике и применять их на практике;
  • владеть теоретическими знаниями о терминах (лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов, толкование терминов; профессионализмы) и применять их на практике;
  • уметь пользоваться терминологическими энциклопедиями, словарями и справочниками;
  • уметь использовать в речи средства научного стиля.

Подробности Категория: Рабочие программы Опубликовано: 06 Январь 2016 Просмотров: 205

  • Назад
  • Вперёд
  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Коллегам
  • Рабочие программы
  • РП Родной язык 10класс УМК Власенкова А.И.

Быстрый поиск

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники