Развитие речи при изучении имени существительного и имени прилагательного в начальной школе

Развитие речи при изучении имени существительного и имени прилагательного в начальной школе

Основополагающим в обучении считаю принцип развития речи, т.к. речь в свою очередь является каналом развития интеллекта, а весь поток подсознания идет по каналам языка. Следовательно, родной язык – это предмет, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Это инструмент подсознания, мышления, развития.

Понимая, что речь, с одной стороны, является средством общего развития, а с другой – показателем результативности работы над общим развитием, ставлю задачу изучить уровень владения речью учащихся с 1 по 4 класс, следить за динамикой ее развития, корректировать ее (по мере необходимости).

Для того, чтобы дети успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, когда урок проходит на высоком эмоциональном уровне, затрагивая мысли и чувства маленького человека.

Остановимся на нескольких упражнениях по развитию речи при изучении имени существительного и имени прилагательного.

Мы уже говорили о том, что ребенок, владея в языке очень многим, умея спрягать и склонять, строить словосочетания и предложения, воспринимает предмет “русский язык”, изучаемый в школе, как что-то новое, ранее незнакомое, а потому очень трудное в изучении. Задача учителя – помочь ребенку понять, что со многим в языке он хорошо знаком, только не догадывается об этом.

Таким образом, при ознакомлении с грамматической теорией считаю необходимым учитывать особенности детской речи, так как ребенок воспринимает слово как нерасторжимое целое и в силу своих особенностей с трудом овладевает пониманием связи, между грамматической формой слова и системой передаваемых ею значений. Роль изучения грамматики должна состоять в раскрытии связей между значением и формой слова.

Самой первой частью речи, которой овладевает малыш, является имя существительное. Ребенок в состоянии уловить, что отдельные падежные формы отличаются не только окончанием, но иногда и чередованием звуков, и ударением, но, тем не менее, окончание еще долго остается для ребенка постоянным средством выражения падежных значений и даже отступление от языковой нормы свидетельствует об этом.

Например: “Не с папой, а с папом, ведь с братом, они мужчины”. На уроках русского языка в качестве тренировочных упражнений можно предлагать младшим школьникам задание “Волшебная лесенка”. Просклонять существительные, записывая только окончания.

Очень часто и по родам ребенок делит существительные, исходя из биологического рода, а особые трудности испытывает, встречаясь с одушевленными существительными среднего, обозначающие широкие, обобщающие понятия.

Ребенок рассуждает: “Дитё – это оно. Тут мальчики и девочки вместе”. Средний род как грамматическая категория одушевленных существительных объясняется ребенком как объединение особей мужского и женского пола, а потому нейтральный по роду, и в речевой практике он приписывает таким существительным свой род. На своих уроках русского языка в качестве тренировочных упражнений предлагаю учащимся исправить слова малышей.

Определите род существительных. Если это необходимо, напишите верно.

Насекомая, животный, дитя, личик, чудовищ, млекопитающий.

Наименование лиц женского пола в речи детей используется очень часто. Дети создают такие слова в соответствии с существующими правилами языка, и их образование не противоречит системе, но все-таки, как считают исследователи детской речи, они носят разговорный или просторечный характер: докторша, врачиха . Это говорит о том, что дети младшего школьного возраста не осознают принадлежность слова к тому или иному функциональному стилю. На соответствующих уроках русского языка предлагаю детям выбрать из предложенных слов те, которые отражают литературную норму, а при затруднении воспользоваться словарем:

Учительница, учительша, училка (учитель); докторша, докторица, докториха (доктор); водительница, водительша (водитель);шофериха (шофер); директорша (директор); библиотекарша (библиотекарь); врачиха (врач); завучиха (завуч) и т.д.

Я стараюсь создавать на уроках русского языка такие ситуации, где ученик чувствовал бы себя ведущим в познавательном процессе, хотя бы в малом. Конечно, я использую на уроках и обычные каналы усвоения знаний, но чаще стараюсь, чтобы эти знания были выведены из самостоятельного наблюдения, из эксперимента, сравнения предметов, явлений, выпонения практических работ. Например, при изучении темы “Имя прилагательное” детям было предложено такое упражнение.

Прочитайте слова, исследуйте и придумайте интересное задание.

Мороз, красное, грустная, песня, проворные, лютый, ручьи, солнце.

Дети рекомендуют разбить слова на 2 столбика – существительные и прилагательные. На доске появляется запись.

(Возможно до 100 характеристик)

Слово дождь для каждого звучит по-разному, подберите признаки этого слова.

В 3 классе дети “изобрели” правило о правописании “ь” после шипящих в конце существительных.

Проводится звуковой эксперимент.

– Что общего между словами мощный, камышовые, ночной, товарищеский? Подберите к ним однокоренные имена существительные (мощь[щ?], камыш[ш], ночь[ч?], товарищ[щ?].

Дайте характеристику последним звукам.

– В алфавите только 4 буквы, обозначающие шипящие звуки, но сколько хлопот они приносят. Мягко слышится – твердо пишется (ча; ща).

Твердо слышится – мягко пишется (жи; ши).

Исследуйте слова: мощь, камыш, ночь, товарищ. Что их объединяет? Где написание их соответствует произношению? Почему в словах мощь, ночь мягкий знак пишется, а в совах камыш, товарищ – нет? (Если дети не догадались, то предлагаю им определить род имени существительного). Какое правило “изобрели”? давайте введем его в объяснение и заполним схему (схему заимствую из учебника М.С.Соловейчик “К тайнам нашего языка”, а также способ действия)

  1. Услышав шипящий на конце слова, узнай.
  2. Если это имя существительное в начальной форме, определи род.
  3. Если слово

Золотая вещь – золотая рожь.

На каждом уроке дети, помимо знаний по языку, узнают что-то новое для себя, расширяется их кругозор, словарный запас.

Важнейшим из аспектов развития речи учащихся является обогащение словарного запаса. С этой целью на своих уроках я использую творческое списывание, которое можно применять на разных этапах урока.

Приведу фрагмент урока.

Тема: “Имя прилагательное”.

Цель: развивать умения распознавать различные части речи и определять род имени существительного и прилагательного; познакомить со способом определения родовых окончаний имен прилагательных.

I. Повторение.

Детям раздаются карточки. Каждый ребенок по очереди вслух читает свое задание и пытается дать ответ, остальные помогают ему в случае затруднения. Для письменной работы дается: дописать ответ. (Эти задания можно записывать на доске)

Ощущение потребности в еде называется…..
Произведение живописи в красках называется…..
Замороженное сладкое кушанье из сливок, сока ягод называется…
Размолотые в порошок хлебные зерна называются…..
Работник поддерживающий чистоту и порядок на дворе и на улице около дома, называется…

В тетрадях учащихся появляется запись:

Голод, картина, мороженое, мука, дворник.

– Узнайте, к какой части речи относится каждое слово. Как это сделать?

[1] (“В задание сознательно включаем слово мороженое, хотя это особое имя существительное, произошедшее от имени прилагательного и имеющее его окончание. Этим словом ребята довольно часто пользуются, но употребляют его не всегда верно, поэтому советуем не исключать его из работы, сказав учащимся о своеобразии его происхождения и совместно доказав, что теперь это имя существительное”)

– Как определить род каждого существительного? Какие окончания у существительных каждого рода?

– Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу прилагательное. Запишите рядом, пропуская окончание.

– Как же правильно написать окончание в прилагательных каждого рода?

II. Работа по теме урока.

– Сегодня на уроке будем тренироваться в написании родовых окончаний существительных и прилагательных.

Также творческое списывание может быть использовано с целью закрепить в памяти учащихся значение изучаемых слов.

Задание: напишите на месте точек подходящие слова.

  1. Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют…
  2. Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют…
  3. . – это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.
  4. . – это слова, противоположные по значению.
  5. . – это слова, совпадающие или близкие по значению.

Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова:

Орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.

Такие виды заданий позволяют обогащать словарный запас детей, уточняют многие понятия, учат устанавливать связь между отдельными частями прочитанного.

Наряду с учебником применяется специальное средство обучения – дидактический материал по русскому языку, 3-4 классы (авторы: Ш.В.Журжина, Н.В.Костромина)

В данном пособии содержатся упражнения, способствующие лучшему усвоению грамматического материала, выработке орфографических навыков.

А также широко представлены упражнения по развитию речи, по культуре речи. В книге содержатся материалы из истории слов и выражений, много внимания уделяется занимательности.

[1] М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям – задачникам по русскому языку для 3 кл. Пособие для учителя. – Смоленск. Ассоциация ХХI век, 2003 – 88с.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники