Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс по УМК цевой (углубленное изучение)

Рабочая программа по русскому языку 5-9 класс по УМК В.Бабайцевой (углубленное изучение)

I. Пояснительная записка

Учебный предмет «Русский язык» составляет одну из важнейших частей образовательной области «Филология». Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы. Он является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина, русский язык имеет первостепенное значение, так как он является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, важнейшим средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся

1. Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка 5-9 классы (Автор программы В.В. Бабайцева) (Программа опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – М. Дрофа, 2010. – С. 110-116).

2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений

Главная цель обучения русскому языку на углубленном уровне состоит в том, чтобы репродуктивный уровень – усвоение знаний о грамматической системе русского языка, овладение его основным нормами, формирование и развитие умения пользоваться его неисчерпаемыми богатствами – сочетался с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей – с продуктивным уровнем.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-прак­тическую направленность, т. е. он дает учащимся знания о род­ном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания. Вместе с тем «Русский язык» выполняет и общепредметные задачи.

Специальными целями преподавания русского языка в шко­ле являются формирование языковой, коммуникативной и линг­вистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т. е. осведомленность школь­ников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следую­щих практических задач:

формирования прочных орфографиче­ских и пунктуационных умений и навыков (в пределах програм­мных требований);

овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция — это знания учащихся о са­мой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изуче­ния языка, элементарные сведения о ее методах, этапах разви­тия, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении род­ного языка.

Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются

воспитание учащихся средствами данного пред­мета;

развитие их логического мышления;

обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений — работа с книгой, со спра­вочной литературой, совершенствование навыков чтения, говорения, аудирования и т. д.

3. Изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу, и их обоснование

Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации и углублённое изучение отдельных тем. Углубленное изучение русского языка означает некоторое расширение теоретических сведений, многоаспектное лингвометодическое освещение единиц, необходимое для развития устной и письменной речи учащихся. При углубленном изучении русского языка зна­чительно большее внимание уделяется морфемике (выделяется морфемный критерий определ ения частеречной принадлежности слов; больше заданий по морфемному анализу слов и т. д.); большее вни­мание уделяется синонимике (особенно синтакси­ческой); больше дано сведений из истории разви­тия русского языка и т. д. Расширяется (хотя и не очень значительно) понятийно-терминологическая система.

Основная часть теоретических сведений, представленных в данной программе, освещается традиционно. Отметим некоторые особые интерпретации понятий .

1.Части речи выделяются с учетом четырех признаков. Новым является морфемный признак, который дополняет три традиционных (общее грамматическое значение, морфологические категории и синтаксические функции). Этот признак способствует эффективному формированию правописных навыков, орфографической зоркости учащихся.

2.При составлении программы учитывается изоморфизм системы языка – наличие общих свойств у единиц языка разного уровня.

Учебный материал разделен на два концентра: вводный курс (начало 5 класса) и основной курс (5—9 классы). Теоретические сведения вводного курса даны в сборнике заданий для 5 класса. Эти сведения позво­ляют повторить изученное в начальной школе и дать некоторые пропедевтические сведения, необ­ходимые для изучения фонетики, морфологии, сло­вообразования и лексикологии.

Основные теоретические сведения, определяю­щие работу по развитию связной речи, изучаются уже в 5 классе (понятие о тексте, типы текста, его стилистические свойства, ключевые слова и т. д.). В дальнейшем при изучении теории, в процессе практической деятельности учащихся знания о строении текста расширяются и углубляются. Жанры и разнообразные виды работы с текстом вводятся постепенно с учетом возрастных особен­ностей школьников и характера изучаемого линг­вистического материала.

Учитывая, что в авторской программе В.В. Бабайцевой не указывается распределение часов по темам, учитель самостоятельно определил количество часов на темы курса и на развитие речи с учетом сложности учебного материала и индивидуальных особенностей речевой подготовки учащихся класса. Также в авторской программе не отводятся часы на повторение в начале и конце учебного года. Учитель считает целесообразным в целях системного повторения изученного на предыдущих этапах обучения в каждом классе выделить часы и на указанный раздел. В 6-9 классах введены дополнительно вводные уроки в начале учебного года, содержание которых отражает общее представление о русском языке как развивающемся явлении и его основных функциях.

4. Название учебно-методического комплекта, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения

Рабочая программа реализуется в УМК Бабайцевой В.В. Комплекс рекомендован МО и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников.

1. Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 5-9 классы (Автор программы В.В. Бабайцева) (Программа опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд. стереотип. – М. Дрофа, 2010. – 222с. (с. 92-127).

2.Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. учебник. Углубл. изуч. Учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева. – М. Дрофа, 2012.- 415с.

3. Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В.Дрозд. 9-е изд. стереотип.– М. Дрофа, 2012.- 270с.

4.Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – М. Дрофа, 2013.- 316с.

5.Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – 12-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2014.- 271с.

6.Рабочие тетради к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: углубленное изучение (для 5, 6, 7, 8, 9 классов)

Организация работы по развитию речи осуществляется по учебнику «Русский язык. Русская речь» (автор Е.И.Никитина).

5. Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Согласно учебному плану и Годовому календарному учебному графику МБОУ «Троицкая СОШ» на обучение русскому языку на углубленном уровне отводится:

в 5 классе – 272 часа (34 учебные недели, 6+2 часа в неделю),

в 6 классе – 272 часа (34 учебные недели, 6+2 часа в неделю),

в 7 классе – 204 часа (34 учебные недели, 4+2 часа в неделю),

в 8 классе – 170 часов (34 учебные недели, 3+2 часа в неделю),

в 9 классе – 136 часов (34 учебные недели, 2+2 часа в неделю)

В таблицах представлен учебно-тематический план курса русского языка в 5-9 классах

Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов на изучение учебного материала

Количество часов на развитие речи

1.Повторение и пропедевтика

4. Повторение и систематизация пройденного

6. Формы организации учебного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии интенсивного обучения правописанию, технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.

Основные формы организации учебного процесса — сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными:

— уроки деловой игры,

— работа в малых группах и др.

Наиболее приемлемыми являются следующие приемы и методы работы на уроке:

— информационная переработка устного и письменного текста:

— составление плана текста;

— пересказ текста по плану;

— составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, написание творческих работ и т.д.);

— коммуникативные и игровые ситуации.

— составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

— различные виды проверочных работ;

— различные виды разбора;

— оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

— наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

— анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

— работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, СМИ, ЦОР, Интернетом.

При осуществлении диагностирующего и итогового контроля знаний и умений учащихся используются :

— упражнения практического, творческого и исследовательского характера;

-диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределитель­ный, «Проверь себя», с грамматическим заданием, словарно-орфографический, терминологический, графический, цифровой, перфодиктант и др.);

— изложения (подробное, выборочное, сжатое);

— комплексный анализ текста;

— списывания (осложненное и неосложненное, с условными пояснениями);

— сочинения (по данному сюжету, по данному началу, по рисунку);

— устные сообщения на лингвистическую тему и др.

II. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 5 класса учащиеся должны уметь:

— опознавать орфограммы и пунктограммы в со­ответствии с изученными правилами;

— узнавать самостоятельные и служебные части речи, знать их основные морфологические призна­ки и синтаксическую роль;

— различать и правильно интонировать предло­жения, различные по цели высказывания и по эмо­циональной окраске;

— находить грамматическую основу предложе­ния (в простейших случаях);

— отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложного предложения;

— производить синтаксический и пунктуацион­ный разбор;

— слышать и различать звуки, различать звуки и буквы;

— в соответствии с принятыми нормами обозна­чать звуки речи на письме;

— подбирать синонимы и антонимы к слову в предложении и словосочетании;

— выявлять в контексте смысловые и стилистиче­ские различия синонимов;

— производить (выборочно) лексический разбор слова;

— обогащать речь фразеологизмами и правильно употреблять их;

— совершенствовать текст, устраняя неоправдан­ное повторение слов;

— озаглавливать текст, составлять простой план готового текста;

— подробно и сжато излагать текст типа повество­вания, описания, рассуждения в устной и письмен­ной форме с сохранением стиля речи;

-самостоятельно строить высказывание.

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

— различать самостоятельные части речи (су­ществительное, глагол, прилагательное, числи­тельное, наречие, имя состояния) по совокупности признаков и аргументированно доказывать прина­длежность слова к той или иной части речи;

— находить орфограммы в соответствии с изучен­ными правилами;

— различать лексические и функциональные омонимы с учетом значения и синтаксической функции слова;

— использовать языковые средства, устраняя раз­нообразное повторение слов в тексте;

— производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;

— соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной фор­мах речи;

— строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи;

— анализировать и создавать тексты изученных стилей.

К концу 7 класса учащиеся должны уметь:

— аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи, строя тексты-рассуждения;

— производить морфемный и морфологический разбор всех частей речи;

— соблюдать литературные нормы употребления частей речи в устной и письменной формах речи;

— использовать морфологические синонимы;

— заменять причастные и деепричастные обороты придаточными предложениями и наоборот;

— при построении текстов разных типов учитывать стилистические характеристики слов, относящихся к разным частям речи;

— использовать местоимения, союзы, наречия, частицы для связи фрагментов текста.

К концу 8 класса учащиеся должны уметь:

— произносить предложения с правильной инто­нацией с учетом знаков препинания, находить смысловой центр предложения;

— правильно ставить и объяснять знаки препина­ния на изученные правила;

— находить грамматическую основу простого предложения;

— различать основные типы сказуемого;

— различать виды второстепенных членов пред­ложения;

— определять многозначные члены предложения;

— использовать синонимику согласованных и несогласованных определений;

— различать виды односоставных предложений, правильно использовать их в речи;

— правильно строить предложения с однородны­ми членами и обособленными членами;

-изменять предложения с однородными члена­ми, обособленными членами, синонимическими конструкциями;

— правильно интонировать простые осложнен­ные предложения;

— анализировать и строить тексты всех типов, учитывая художественно-выразительные возмож­ности изученных синтаксических единиц;

— составлять тезисные планы.

По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:

— составлять схемы сложных предложений раз­ных типов;

— различать смысловые отношения между час­тями сложных предложений;

— правильно ставить знаки препинания;

— строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

— употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

— соотносить члены предложения и придаточ­ные предложения;

— производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

— различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

— строить связное аргументированное высказы­вание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

— составлять деловые бумаги (заявление, распи­ску, характеристику, автобиографию);

— писать сочинение на литературоведческую те­му по изученному произведению;

— писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

— различать разговорную речь, научный, публи­цистический, официально-деловой стили, язык ху­дожественной литературы;

— определять тему, тип и стиль речи, анализиро­вать структуру и языковые особенности текста;

— опознавать языковые единицы, проводить раз­личные виды их анализа;

— соблюдать в практике письма основные прави­ла орфографии и пунктуации;

-соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (не­языковые) средства общения;

— осуществлять речевой самоконтроль, оцени­вать свою речь с точки зрения ее правильности, на­ходить грамматические и речевые ошибки, недоче­ты, исправлять их, совершенствовать и редакти­ровать собственные тексты.

Роль языка в жизни общества.

Русский язык как один из богатейших языков мира.

Понятие о стилистике и основных стилях лите­ратурного языка.

Грамматика (краткие сведения).

Понятие о морфологии и орфографии.

Орфограмма. «Ошибкоопасные» места.

Основные самостоятельные (знаменательные) части речи: имя существительное, имя прилага­тельное, глагол, наречие, местоимение.

Служебные части речи: предлог, союз, частица.

Понятие о синтаксисе.

Предложение. Виды предложений по цели вы­сказывания. Невосклицательные и восклицатель­ные предложения. Главные и второстепенные чле­ны предложения.

Словосочетание. Словосочетания в предложе­нии.

Предложения с однородными членами, с обра­щениями, с вводными словами.

Сложное предложение. Сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.

Предложения с прямой речью. Диалог и монолог.

Общее понятие о тексте и основных типах речи (повествовании, описании, рассуждении). Создание текстов по предлагаемым образцам. Повествование о собственных действиях. Описание предмета, жи­вотного. Рассуждение по учебному материалу. Сжатый пересказ небольшого по объему художест­венного текста. Составление плана некоторых па­раграфов учебника и пересказ их содержания.

Русский язык в современном мире. Понятие о литературном языке. Орфографические, произно­сительные, морфологические, синтаксические и стилистические нормы. Нормы правописания.

Устная и письменная формы речи. Основные разделы науки о языке.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и соглас­ные звуки. Слог. Правила переноса слов. Ударение. Звонкие и глухие согласные. Твердые и мягкие со­гласные. Сильная и слабая позиция для гласных и согласных. Гласные после шипящих. Правопи­сание ё, о, е после шипящих. Мягкий знак после шипящих. Значения букв я, ю, е, ё.

Орфоэпические справки о произношении труд­ных слов.

Анализ текстов. Определение темы, выделение ключевых слов. Указание средств связи. Определе­ние типа речи и стиля (в простых случаях).

Редактирование небольших текстов и пред­ложений.

Составление словосочетаний и предложений. Составление текстов по данным словам.

Культура речи (произношение слов, правильное образование форм слов и т. д.).

Морфемика. Словообразование. Орфография

Значение изучения морфемики. Основа слова и окончание. Корень слова. Приставка и суффикс. Исторические изменения в составе морфем.

Словообразование. Словообразовательные це­почки.

Чередование звуков в корне слова. Варианты корня как следствие исторических преобразова­ний. Образование новых морфем.

Правописание корней и приставок. Правописа­ние безударных гласных в корне. Правописание корней с чередованием гласных ао, еи, право­писание корней с чередованием сочетаний звуков -раст -ращ -рос-; а(я)—им(ин). Правопи­сание согласных и гласных в приставках. Правопи­сание приставок при- и пре-.

Составление словосочетаний, предложений, текстов. Рассуждение по учебному материалу. Со­ставление повествовательного текста по данным словосочетаниям. Продолжение рассказа в форме монолога и диалога.

Понятие о слове. Словарное богатство русского языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значе­ния слова. Слова общеупотребительные и огра­ниченные в употреблении. Употребление диалек­тизмов и профессионализмов в художественной литературе. Термины. Их интернациональный ха­рактер. Синонимы. Синонимические ряды. Син­таксические синонимы. Антонимы. Роль антони­мов в тексте. Омонимы. Паронимы. Ошибки при употреблении паронимов в речи.

Понятие об этимологии. Происхождение некото­рых слов. Понятие о народной этимологии.

Заимствованные слова. Фонетические и морфем­ные изменения заимствованных слов в русском языке. Оценка заимствований.

Старославянизмы. Условия появления их в рус­ском языке. Синонимические отношения между старославянизмами и русизмами.

Правописание полногласных и неполногласных сочетаний.

Фразеологизмы. Фразеологизмы фольклорного происхождения. Пословицы и поговорки. Крыла­тые слова и выражения. Фразеологизмы как выра­зительное средство языка и речи. Народный харак­тер пословиц и поговорок.

Составление текстов, включающих фразеологиз­мы, пословицы, крылатые выражения. Подбор эпиграфов-пословиц.

Составление словосочетаний, предложений и текстов с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами, неологизмами.

Определение стиля речи по особенностям лекси­ки и фразеологии, наличию (отсутствию) художест­венно-изобразительных средств, характеру постро­ения предложений.

Жанры: рассказ, загадка, сказка (лингвистиче­ская и современная), письмо, объявление, инструк­ция, простой план, конспектирование (с 5 по 9 класс), отзыв о телепередаче.

Понятие о частях речи. Знаменательные и слу­жебные части речи. Слово и его формы. Морфем­ный состав слов как один из ярких признаков час­тей речи.

Знаменательные части речи

Понятие о существительном. Роль существи­тельных в речи (в тексте). Правописание не с су­ществительными.

Нарицательные и собственные имена существи­тельные. Специфика русских собственных имен (трехчленное имя человека).

Понятие о топонимике.

Одушевленные и неодушевленные имена су­ществительные. Роль олицетворений в художест­венной речи.

Разряды существительных по значению (конк­ретные, вещественные, отвлеченные, собиратель­ные). Особенности употребления их в речи.

Число имен существительных. Остатки двойст­венного числа в современном языке.

Род имени существительного. Колебания в роде. Современные нормы некоторых разрядов сущест­вительных. Переосмысление рода как художест­венный прием.

Падеж имен существительных. Способы опреде­ления косвенных падежей существительных: по вопросу, по предлогу.

Склонение существительных в единственном и множественном числе.

Правописание падежных окончаний. Разноскло­няемые существительные.

Неизменяемые существительные. Нормы их употребления.

Словообразование существительных. Источни­ки пополнения существительных с помощью при­ставок.

Переход прилагательных в существительные.

Понятие о функциональных омонимах.

Основные умения и навыки:

определять существительные по совокупности четырех признаков;

знать основные словообразовательные суффик­сы существительных и правильно их писать;

различать функциональные омонимы (сущест­вительные и прилагательные);

определять разряды существительных;

строить рассуждение на грамматические темы.

Понятие о глаголе. Роль глаголов в речи (в текс­те). Правописание не с глаголами.

Инфинитив. Исторические изменения форм ин­финитива.

Возвратные глаголы. История образования воз­вратных глаголов. Нормы употребления -ся и -сь. Правописание форм глагола на -тся и -ться.

Виды глагола. Употребление глаголов разного вида в описании и повествовании.

Составление текстов описательных и повествова­тельных типов речи. Противопоставление глаголов по виду как специфическое свойство славянских языков. Богатство смысловых значений видовых форм.

Глаголы переходные и непереходные.

Наклонения глагола. Изъявительное наклоне­ние. Времена глагола: настоящее, прошедшее и бу­дущее. Происхождение формы прошедшего време­ни. Ее специфика в современном русском языке. Правописание форм прошедшего времени. Основы глагола: основа настоящего времени, основа инфи­нитива, основа прошедшего времени. Употребле­ние в речи одних форм времени вместо других.

Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний. Разноспрягаемые глаголы и их проис­хождение. Повелительное наклонение. Употребле­ние форм повелительного наклонения в речи. Со­слагательное наклонение. Безличные глаголы.

Словообразование глаголов. Образование глаго­лов с помощью приставок и суффиксов. Правописа­ние суффиксов глаголов.

Редактирование предложений и текстов с непра­вильными глагольными формами.

Составление плана содержания параграфов учеб­ника и пересказ их с подбором собственных иллю­стративных примеров.

Основные умения и навыки:

определять глаголы по совокупности четырех признаков;

знать основные словообразовательные пристав­ки и суффиксы глаголов и правильно их писать;

выделять грамматические основы;

различать глаголы на -тся и -тъся, правиль­но их употреблять в устной и письменной речи;

различать типы речи (повествование и описа­ние) по виду глаголов;

правильно писать личные окончания глаголов;

производить морфемный и морфологический анализ глаголов;

редактировать тексты и составлять их.

Понятие о прилагательном. Роль прилагатель­ных в речи. Правописание не с прилагательными.

Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие прилагательные. Склонение прилага­тельных. История притяжательных прилагатель­ных. Степени сравнения качественных прилага­тельных. Образование сравнительной степени. Образование превосходной степени. Нормы упо­требления степеней сравнения.

Словообразование прилагательных. Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правопи­сание суффиксов прилагательных. Образование прилагательных с помощью приставок. Образова­ние прилагательных сложением слов. Их право­писание. Употребление сложных прилагательных в речи.

Основные умения и навыки:

определять прилагательные по совокупности четырех признаков;

различать основные суффиксы прилагатель­ных и правильно их писать;

усвоить разряды прилагательных по значению и формы степеней сравнения;

правильно употреблять прилагательные в речи;

производить морфемный и морфологический анализ прилагательных.

Понятие о числительном. Роль числительных в речи.

Разряды числительных по значению. Количест­венные числительные. Мягкий знак в числитель­ных. Собирательные числительные. Дробные чис­лительные. Порядковые числительные. Составле­ние предложений и текстов с числительными. Образование слов других частей речи от числитель­ных.

Склонение числительных всех разрядов. Исто­рия некоторых числительных.

Основные умения и навыки:

правильно употреблять числительные в речи;

производить морфемный и морфологический анализ числительных.

Понятие о наречии. Разряды наречий по значе­нию. Употребление наречий в речи. Правописание не с наречиями. Степени сравнения наречий. Наре­чия как одно из средств связи частей текста.

Словообразование наречий. Особенности образо­вания наречий. Образование наречий с помощью приставок и суффиксов. Правописание наречий. Переход существительных в наречия. Функцио­нальные омонимы: приду утром и ранним ут­ром, в дали голубой и увидеть вдали и др. Пра­вописание наречий, имеющих функциональный омоним — существительное с предлогом. Переход прилагательных в наречия. Их правописание.

Основные умения и навыки:

определять наречия по совокупности четырех признаков;

употреблять в речи (в тексте) наречия разных разрядов;

различать функциональные омонимы;

производить морфемный и морфологический анализ наречий.

Понятие об именах состояния. Разряды имен состояния по значению. Роль имен состояния в ре­чи. Правописание не с именами состояния. Функ­циональные омонимы: краткие прилагательные среднего рода, наречия, имена состояния. Состав­ление текстов с использованием имен состояния.

Основные умения и навыки:

определять имена состояния по совокупности четырех признаков;

различать имена состояния по значению;

определять роль имен состояния в речи;

различать функциональные омонимы.

Жанры: отзыв о книге, индивидуальная харак­теристика, описание места, биография, правила, случаи из жизни.

Понятие о местоимении. Роль местоимений в речи.

Местоимения как одно из средств связи частей текста.

Местоимения и другие части речи. Местоиме­ния-существительные. Местоимения-прилагатель­ные. Местоимения-наречия.

Разряды местоимений: личные, возвратные, притяжательные, вопросительные, относитель­ные, неопределенные, отрицательные, определи­тельные, указательные. Правописание местоиме­ний. Орфоэпические и синтаксические нормы упо­требления местоимений в речи.

Основные умения и навыки:

определять местоимения по соотношению с другими частями речи;

употреблять местоимения как средство связи частей текста и редактировать тексты;

соблюдать орфоэпические и грамматические нормы употребления местоимений (сколько. свой, сама. );

производить морфемный и морфологический анализ местоимений и др.

Понятие о причастии. Признаки глагола и при­лагательного у причастия. Действительные и стра­дательные причастия.

Роль причастий в речи. Книжная стилистиче­ская окраска причастий.

Причастный оборот. Синонимика причастного оборота и придаточного предложения.

Словообразование причастий. Образование дей­ствительных и страдательных причастий. Склоне­ние причастий. Их правописание. Переход причас­тий в другие части речи.

Основные умения и навыки:

определять причастия по совокупности четы­рех признаков;

правильно склонять причастия, особенно воз­вратные;

заменять причастные обороты придаточными предложениями и наоборот;

производить морфемный и морфологический анализ причастий, строя тексты-рассуждения.

Понятие о деепричастии. Признаки глагола и на­речия у деепричастий. Роль деепричастий в речи.

Деепричастный оборот. Синонимика деепричаст­ных оборотов и придаточных предложений.

Словообразование деепричастий. Сопоставление морфемного состава деепричастий и причастий. Правописание деепричастий.

Основные умения и навыки:

определять деепричастия по совокупности че­тырех признаков;

правильно употреблять деепричастия в речи;

отличать деепричастия от причастий по мор­фемному составу;

строить тексты с использованием дееприча­стий;

производить морфемный и морфологический анализ деепричастий, строя тексты-рассуждения.

Служебные части речи

Понятие о служебных частях речи. Роль служеб­ных частей речи в предложении и тексте.

Предлог. Понятие о предлоге. Предлоги-антони­мы. Употребление предлогов с падежами. Разряды предлогов по значению. Разряды предлогов по про­исхождению: непроизводные и производные пред­логи. Предлоги делового стиля. Правописание предлогов.

Союз. Понятие о союзе. Сочинительные и подчи­нительные союзы. Правописание союзов. Функцио­нальные омонимы: тоже (союз) — то же (место­имение с частицей), чтобы (союз) — что бы (мес­тоимение с частицей) и др. Союзы как важнейшее средство связи частей текста.

Частица. Понятие о частице. Формообразова­тельные и словообразовательные частицы. Разряды частиц по значению. Правописание не и ни с раз­ными частями речи (обобщение).

Основные умения и навыки:

правильно употреблять служебные части речи, учитывая их роль в предложении и тексте;

различать формообразовательные и словообра­зовательные частицы;

различать функциональные омонимы в пись­менной речи (тоже — то же, чтобы — что бы и др.).

Понятие о междометии. Правописание междоме­тий. Роль междометий в речи.

Явления переходности в морфологии

Переход из одной части речи в другую (обобще­ние). Взаимодействие знаменательных частей речи. Взаимодействие служебных частей речи.

Жанры: интервью, деловые бумаги (памятка, за­явление, расписка, доверенность), сравнительная характеристика, сложный план, цитатный план, доклад, заметка, аннотация, рецензия, юмористи­ческий рассказ.

Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи между словами и предложениями (подчинительная и сочинительная). Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Основные виды словосочетаний: а) по характе­ру связи между словами (сочинительные и подчи­нительные); б) по характеру главного слова (гла­гольные, именные, наречные).

Предложение. Понятие о предложении.

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Оформление деловых бумаг. Риторические вопро­сы. Знаки препинания в конце предложений.

Основные виды предложений: двусоставные и односоставные, нераспространенные и распростра­ненные. Смысловой центр предложения. «Данное» и «новое». Порядок слов в предложении. Логиче­ское ударение.

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные виды: простое глагольное сказуемое, составное гла­гольное сказуемое, составное именное сказуемое. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Определе­ние (согласованные и несогласованные определе­ния, приложения). Синонимика согласованных и несогласованных определений. Прямое и косвен­ное дополнение. Обстоятельство. Разряды обсто­ятельств. Обособление обстоятельств уступки, сравнительных и деепричастных оборотов.

Синтаксические функции инфинитива.

Однозначные и многозначные члены предложе­ния.

Односоставные предложения. Понятие об одно­составных предложениях.

Разновидности односоставных предложений.

Определенно-личные предложения. Неопреде­ленно-личные предложения. Обобщенно-личные предложения. Роль глагольных предложений. Без­личные предложения. Роль безличных предложе­ний в речи: выражение состояния человека, при­роды, окружающей среды и т. д. Инфинитивные предложения. Назывные (номинативные) предло­жения. Именительный представления. Знаки пре­пинания при именительном представления. Роль номинативных предложений в речи: художествен­ное описание состояния природы, окружающей среды и др.

Стилистический характер односоставных пред­ложений.

Полные и неполные предложения.

Особенности строения полных и неполных пред­ложений. Полные и неполные двусоставные и од­носоставные предложения. Стилистический ха­рактер неполных предложений. Причины упо­требления неполных предложений в речи.

Предложения с однородными членами. Союзы при однородных членах. Знаки препинания. Обобщающие слова. Однородные и неоднородные определения. Роль однородных членов предложе­ния в речи.

Предложения с обособленными чле­нами.

Понятие об обособлении. Общие условия обособ­ления определений. Обособление согласованных определений. Стилистический характер причаст­ных оборотов. Обособление несогласованных опре­делений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление одиночных деепричастий и деепричастных оборотов. Обособление обсто­ятельств, выраженных существительными с пред­логами. Обособление уточняющих членов предло­жения.

Стилистические характеристики обособленных членов предложения.

Синонимика обособленных членов предложения и придаточных предложений.

Обособление уточняющих членов предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленны­ми и уточняющими членами предложения.

Предложения с вводными и вставны­ м и словами, словосочетаниями и предложениями. Значения вводных и вставных компонентов. Знаки препинания.

Предложения с обращениями. Значение обращений. Место обращений в предложении. Зна­ки препинания.

Особенности слов-предложений. Употребление слов-предложений в устной и письменной формах речи. Знаки препинания.

Принципы русского правописания. Принципы орфографии. Принципы пунктуации. Авторские знаки.

Жанры: рецензия, портретный очерк, репортаж, тезисный план, сравнительная характеристика, дневниковые записи, объяснительная записка.

Основные виды сложных предложений. Их си­нонимика.

Сложносочиненные предложения. Знаки препи­нания.

Сложноподчиненные предложения. Строение сложноподчиненных предложений. Подчинитель­ные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности при­соединения придаточных предложений к главно­му. Сложноподчиненные предложения с несколь­кими придаточными.

Виды придаточных предложений: подлежащ- ные, сказуемные, определительные, дополнитель­ные, обстоятельственные. Присоединительные придаточные. Синонимика простых предложений и сложноподчиненных, членов предложения и придаточных предложений. Многозначные прида­точные предложения.

Сложные бессоюзные предложения. Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препи­нания. Синонимика союзных и бессоюзных предло­жений.

Сложные многокомпонентные предложения. Пе­риод.

Предложения с чужой речью. Способы переда­чи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Несобственно- прямая речь. Цитаты и способы цитирования.

Жанры: путевой очерк, деловое письмо, научное сообщение.

Средства ИКТ // ЦОР// информационные источники // специализированные

1.Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы/ Под ред. О.И.Руденко-Моргун.- 1С: Школа

2.Русский язык. Морфемика. Словообразование. 5-6 классы/ Под ред. О.И.Руденко-Моргун.- 1С: Школа

3.Фраза: Обучающая программа-тренажер по русскому языку

4.Русский язык. – 1С: репетитор (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация): 1С: Школа

5.Русский язык. 6 класс./ Под ред. О.И.Руденко-Моргун.- «1С Образование 4. Дом»

6.Страна Лингвиния. Орфографический диктант. Часть Гласные и безгласные. Русская орфография в алгоритмах.

7.Уроки русского языка 5-6 классы.- Мультимедийное приложение к методическому пособию

8.Русский язык в рисунках и алгоритмах (электронная версия)

9.Русский язык. Справочник школьника (Лексика. Морфология и орфография. Синтаксис и пунктуация. Культура речи)

10.Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 5 класс.- Дрофа

11. Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 6 класс.- Дрофа

12. Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 7 класс.- Дрофа

13. Русский язык. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М.Разумовской и П.А.Леканта. 8 класс.- Дрофа

14.Электронный тренажер по орфографии. Русский язык (Электронное приложение к журналу «Русский язык»)

15.Русский язык 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал.- Издательство Учитель (В помощь учителю)

16.Мультимедийные презентации к урокам

1. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Основные правила орфографии и пунктуации 5-9 кл.»

2. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Русский язык – 5 кл»

3. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Русский язык – 6 кл»

4. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Русский язык – 7 кл»

5. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Русский язык – 8 кл»

6. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Русский язык – 9 кл»

7. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Русский язык. Синтаксис. 5-11 классы»

8. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Русский язык. Орфография. 5-11 классы»

9. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Грамматика»

10. Имя существительное

11. Правописание окончаний Е-И в именах существительных единственного числа

12. Правописание некоторых буквосочетаний в именах существительных

13. Правописание суффиксов имен существительных

14.Правописание некоторых буквосочетаний в суффиксах имен существительных

15.Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе

16. Морфологический разбор имени существительного

18. Правописание окончаний глаголов

19.Объясните правописание личных окончаний глаголов

20.Правильно спрягайте глагол хотеть

21.Правописание суффиксов глаголов

22. Морфологические признаки глагола. Спряжение

23. Морфологические признаки глагола. Вид, время, переходность, возвратность

24. Морфологические признаки глагола. Наклонение глагола

25. Морфологический разбор глагола

26. Имя прилагательное

27. Правописание суффиксов К и СК в именах прилагательных

28.Правописание падежных окончаний имен прилагательных единственного числа

29. Правописание О-Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных

30. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях

31. Образование сложных слов и их написание

32. Выделение морфологических признаков имени существительного и имени прилагательного путем сравнения

33. Морфологический разбор имени прилагательного

34. Наречие и категория состояния как часть речи

35. Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи

36. НЕ с разными частями речи

37. Н и НН в разных частях

38. Морфологический разбор слова как части речи

39. Разделы русской орфографии и основные группы правил

40. Правописание гласных после шипящих Ж, Ш, Ч, Щ

41. Правописание Ь и Ъ в словах

42. Правописание приставок

43. Правописание морфем

44. Правописание букв Ы — И

45. Правописание отрицательных местоимений

46. Объясните правописание О-Е после шипящих и Ц

47. Предлоги перед местоимениями

48.Предлоги, употребляющиеся с несколькими падежами

49. Мягкий знак после шипящих

50. Наглядные пособия по русскому языку / глагол

51. Наглядные пособия по русскому языку / причастие и деепричастие

52. Наглядные пособия по русскому языку / числительные и местоимения

53. Наглядные пособия по русскому языку / имя прилагательное

54. Наглядные пособия по русскому языку / наречие

55. Наглядные пособия по русскому языку / имя существительное

56. Наглядные пособия по русскому языку / частицы и междометия

57. Способы связи слов

58.Различия между словосочетанием и предложением

59.Свободные и несвободные словосочетания в предложении

60. Синтаксический разбор словосочетаний

61. Типы сказуемого

62.Предложения двусоставные и односоставные

63. Тире между подлежащим и сказуемым

64. Синтаксический разбор простого предложения

65.Трудные случаи пунктуации при однородных членах с союзом И

66.Пунктуация при однородных членах с обобщающим словом

67. Пунктуация при уточняющих обособленных членах предложения

68.Обособленные члены предложения (обстоятельства, определения, приложения)

69. Прямая и косвенная речь

70. Замена прямой речи косвенной

71. Языковая система

72. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

73.Знаки препинания и основные случаи их употребления

74.Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения

75.Знаки препинания между частями сложноподчиненного предложения

76.Знаки препинания между частями бессоюзного сложного предложения

77. Знаки препинания между частями в предложении с союзом И

78. Разделы русской пунктуации и основные группы правил

79. Знаки препинания в БСП

80. Дидактические раздаточные материалы. «Русский язык. Орфография. 5-11 классы»

81. Интерактивное пособие с комплектом таблиц «Грамматика»

82. Дидактические раздаточные материалы. Комплект таблиц «Грамматика»

Портреты А.Х.Востокова, А.А.Шахматова, Ф.И.Буслаева, В.В.Виноградова, С.И.Ожегова, А.М.Пешковского, И.И.Срезневского, Д.Н.Ушакова, А.А.Потебни, В.И.Даля, Д.Н.Овсянико-Куликовского, Н.С.Трубецкого

Программы для общеобразовательных учреждений с углублённым изучением русского языка 5-9 классы (Автор программы В.В. Бабайцева) (Программа опубликована в сборнике: Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл. 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд. стереотип. – М. Дрофа, 2010. – 222с. (с. 92-127)

1.Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл. учебник. Углубл. изуч. Учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Бабайцева. – М. Дрофа, 2012.- 415с.

2. Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 5 кл. учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Н.В.Дрозд. 9-е изд. стереотип.– М. Дрофа, 2012.- 270с.

3.Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6-7 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – М. Дрофа, 2013.- 316с.

4.Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 8-9 классы: учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы». Углубленное изучение. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. – 12-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2014.- 271с.

5.Рабочие тетради к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы»: углубленное изучение (для 5, 6, 7, 8, 9 классов)

Комплект справочников для школьников

Методические пособия для учителя

1. Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка: В 4т.- М. Рус.яз. 1999.

2. Ожегов СИ. Словарь русского языка: около 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.- 17-е изд. стереотип.- М. Рус.яз. 1985.- 797с.

3. Ожегов СИ. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.Виноградова.- 4-е изд. дополненное.- М. ООО «А ТЕМП», 2007.- 944с.

4. Краткий толковый словарь русского языка / под редакцией В.В.Розановой.- 2-е изд. стереотип.- М. Издательство «Русский язык», 1979

5. Тематический словарь русского языка / Л.Г.Саяхова, Д.М.Хасанова, В.В.Морковкин: под редакцией проф. В.В .Морковкина.- М. Дрофа, 2007.- 556с.

6. Школьный словарь антонимов русского языка: пособие для учащихся.- 2-е изд. перераб.- М. Просвещение, 1987.- 240с.

7. Популярный словарь русского языка. Толково-энциклопедический / А.П.Гуськова, Б.В.Сотин.- 3-е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.- 869с.

8. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П.Жуков.- 13-е изд. стереотип.- М. Рус. яз.- Медиа, 2007.-649с.

1. Словарь устаревших слов русского языка. По произведениям русских писателей 18-20 веков. / Р.П. Рогожникова, Т.С.Карская.- 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 828с: ил.

2. Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник / А.А.Семенюк (руководитель авторского коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др.- 5-е изд. стереотип.- М. Рус. яз.- Медиа, 2008.- 656с.

3. Новое в русской лексике. Словарные материалы-78/ Н.Г.Герасимова, Н.С. Котелова, Т.Н.Поповцева, В.П.Петушков; Под редакцией Н.З.Котеловой.- М. Рус.яз. 1981.- 262с

4. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: около 11000 синоним, рядов / З.Е.Александрова.- 15-е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.-564с.

5. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11 000 синоним, рядов.- 6-е изд. перераб. и доп.- М. Рус.яз. 1989.- 495с.

6.Словарь паронимов русского языка / Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева.- М. ACT. Астрель.-2007.- 458с.

7.Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка.- изд.2-е, стереотип.- М. «Русский язык», 1976.- 448с.

8. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2 000 антоним, пар / Под ред. Л.А.Новикова.- 3-е изд. стереотип.- М. Рус.яз. 1985.- 384с.

9. Школьный словарь антонимов русского языка: пособие для учащихся.- 2-е изд. перераб.- М. Просвещение, 1987.- 240с.

10. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В.В.Одинцов, Г.П.Смолицкая, Е.И.Голанова, И.А.Василевская; Под ред. В.В.Иванова.- М. Просвещение, 1983.- 207с.

11. Словарь иностранных слов. свыше 21000 слов / отв. редакторы В.В.Бурцева, Н.М.Семенова.-4-е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.-817с.

12.Новый краткий словарь иностранных слов / Н.М.Семенова.- 2-е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.-795с.

1.Русская фразеология. Словарь-справочник: ок.1500 фразеологизмов / Р.И.Рязанцев.- 5-е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.- 894с.

2. Яранцев Р.И. Словарь-справочник по русской фразеологии: около 800 фразеологизмов.- 2-е изд. стереотип.- М. Рус.яз.-1985.- 304с. 3.Фразеологический словарь русского языка для школьников / сост. А.А.Субботина.- Екатеринбург: У- Фактория, 2007.- 410с.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся.- М. Просвещение, 1980- 447с.

1.Историко-этимологическии словарь современного русского языка: в 2 т./ П.Я.Черных.- 8-е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.

2. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4т. (пер. с нем. и доп. О.Н.Трубачева).- 2-е изд. стереотип.- М. Прогресс, 1987.

3. Школьный этимологический словарь / Сост. И.С.Пигулевская.- М. ЗАО Центполиграф, 2007.- 543с.

1. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка. — М. ACT -ПРЕСС КНИГА.- 944с-(Словари русского языка)

Грамматические и словообразовательные словари

1. Школьный словарь строения и изменения слов русского языка / Л.Д.Чеснокова, С.П.Чесноков.- 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 573с.

2. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка.- М. Цитадель-трейд, 2008.- 576с.

3. Кузнецова А.И. Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. Ок. 52 000 слов.- М.; Рус. яз. 1986.- 1136с.

4. Б.Т.Панов, А.В.Текучев Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Пособие для учащихся.- 2-е изд. пераб. и доп.- М. Просвещение, 1985.- 288с.

5. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся.- М. Просвещение, 1987.- 319с

1. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / ред.-сост. В.В.Бурцева.- 6-е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.-754с.

2. Учебный словарь трудностей русского языка для школьников.- 3-е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.-616с.

3. Новейший орфографический словарь русского языка: 120000 слов / Сост. Куренкова Е.- М. ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. 21 век», 2006.- 380с.

4. Ушаков Д.Н. Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред.шк.- 41-е изд.- М. Просвещение, 1990.- 224с.

5. Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника / Сост. Б.З. Букчина, Л.П.Калакуцкая, Л.К.Чельцова / Под ред. Д.Э. Розенталя.- 2-е изд. стереотип.- М. «Русский язык», 1976.- 479с.

6. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка /сост. В.В.Бурцева.- 3- е изд. стереотип.- М. Рус. Яз.- Медиа, 2007.-579с.

7. Букчина Е.З. Калакуцкая Л.Н. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). Ок. 82 000 слов.- 3-е изд. испр. и доп.- М. Рус.яз. 1982.- 879с

8. Колесников Н.П. Слова с двойными согласными: Словарь-справочник / Отв. ред. Л.К.Чельцова.- М. Рус.яз. 1990.-409с.

1.Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. Для учащихся/Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая.-М. Просвещение, 1991.-222с.

2.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус.яз.- 2-е изд. испр. и доп. – М. Просвещение, 1988.- 207с.

3.Казбек-Казиева, М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы / М.М.Казбек-Казиева.- 5-е изд.- М. Айрис-пресс, 2007.-192с.- (Школьные олимпиады)

4.Львова С.И. Русский язык (5-11 классы): Лингвистические игры / С.И.Львова.-М.- Эксмо, 2008.- 304с- (Мастер-класс для учителя)

5. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / О.Ф.Вакурова, Т.М.Воителева, К.А. Войлова и др.- 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 784с.- (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).

6.Русский язык. энциклопедия / под ред. Ю.Н.Караулова. – Репр. изд.- М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»; Дрофа, 2007.- 703с.

7 .Фелицына В.П. Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус.яз.им.А.С.Пушкина; Под ред.Е.М.Верещагина, В.Г. Костомарова.-М. Рус.яз. 1979.- 240с.

8. Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок: Русский язык: Правописание. Интенсивный курс. Часть 1.- 3-е изд. перераб. и доп.- Симферополь: «Таврида», 2008.- 208с.

9. Шанский, Н.М. Лингвистические детективы / Н.М.Шанский.- 4-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 524с.- (Познавательно! Занимательно!)

1.Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы.- М. ВАКО, 2012.-304с. – (Мастерская учителя-словесника).

2.Н.М.Рухленко Этнопедагогическая направленность занятий по орфографии. Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004.-120с.

3.Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. – Симферополь: Таврида, 2007.- 32.

4.Фролова Т.Я. Русский язык. Практикум. – Симферополь: 2008.- 144с.Фролова Т.Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык: Книга для учителя. – Симферополь: Таврида, 2006.- 272с.

5. Фролова Т.Я. Минуя рифы русской орфографии. Экспресс-метод. – Симферополь: «Таврида», 1994.

6.Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки: Методические рекомендации и дидактические материалы.- М. Вербум – М, 2002.-160с.

1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 5 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г.А.Богданова. – 5-е изд.- М. Просвещение, 2010.- 136.- (Лигвистический тренажер).

2. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. – М. ТЦ Сфера, 2003.- 208. (Серия «Поурочное планирование»)

3. Влодавская, Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс»/ Е.А.Влодавская.- 2-е изд. стереотип. — М. Издательство «Экзамен», 2007.- 380. (Серия «Учебно-методический комплект»)

4. Дейкина, А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 5кл./ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.- 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 215с – (Раздаточные материалы)

5. Козлова Р.П. Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку 5-7 классы.- М. ВАКО, 2007. – 160с.- (Мастерская учителя)

6. Петровская, С.С. Диктанты по русскому языку. 5 кл. / С.С.Петровская, И.Н.Черников.- 3-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 250с. – (Библиотека учителя. Русский язык)

7.Раман, Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.5 класс» (М. Просвещение): 5-й кл./ Т.В.Раман.- 2-е изд.-М. Издательство «Экзамен», 2007.- 318. (Серия «Учебно-методический комплект»)

8. Русский язык 5-6 классы: Тематический контроль знаний (упражнения, задания, самостоятельные работы) / сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 155с.

9. Русский язык. 5 класс: Поурочные планы по программе В.В.Бабайцевой / Авт.-сост. А.В.Соколова.- Волгоград: Учитель, 2004.- 218с.

10. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 5 класс / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова. А.О.Татур .- М. «Интеллект-Центр», 2009-128с.

11. Шипицына, Г.М. Русский язык: Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. 5 – 7 кл. / Г.М.Шипицына, С.С.Петровская, И.Н.Черников.- 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 282с. – (Дидактические материалы)

1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г.А.Богданова. – 5-е изд.- М. Просвещение, 2010.- 144.- (Лигвистический тренажер).

2. Боровлева, Л.Ф. Русский язык. 700 тестов, упражнений, контрольных и самостоятельных работ: Для подготовки к урокам и ГИА: 6 кл. / Л.Ф.Боровлева.- М. АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.- 285с.

3. Дейкина, А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 6кл. / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.- 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 174 с – (Раздаточные материалы)

4. Козлова Р.П. Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку 5-7 классы.- М. ВАКО, 2007. – 160с.- (Мастерская учителя)

5.Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 6 кл. Кн. для учителя. М. Просвещение, 2000.- 112с.

6. Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. Кн. для учителя. – 2-е изд. дораб. – М. Просвещение, 2000. – 160с.

7. Леонидова, М.В. Поурочные разработки по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык» / М.В. Леонидова. – М. Издательство «Экзамен», 2008.- 399с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

8. Петровская, С.С. Диктанты по русскому языку. 6 кл. / С.С.Петровская, И.Н.Черников.- 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 250 с. – (Библиотека учителя. Русский язык)

9. Раман, Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 класс» / Т.В.Раман.- М. Экзамен, 2006.- 222с. — (Серия «Учебно-методический комплект»)

10. Русский язык. 6 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2010.- 159с.

9. Русский язык 5-6 классы: Тематический контроль знаний (упражнения, задания, самостоятельные работы) / сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2007.- 155с.

11. Русский язык. 6 класс: Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова и др. / авт.-сост. С.С.Колчанова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 222с.

12. Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5 – 7 кл. / В.И.Капинос и др. – 2-е изд. стереотип. – М. Дрофа, 2007.- 237с.

1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Г.А.Богданова. – 4-е изд.- М. Просвещение, 2010.- 143с. — (Лигвистический тренажер).

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: кн. для учителя /Г.А.Богданова.- 5-е изд.– М. Просвещение. 2008. – 227с.

3. Гольдин, З.Д. Русский язык в таблицах. 5-11 кл. справочное пособие / З.Д.Гольдин, В.Н.Светлышева.- 11-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2008.- 127с.

4. Горашова, Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык: 7 класс»/ Н.Г.Горшакова.- М. Издательство «Экзамен», 2007.- 316. — (Серия «Учебно-методический комплект»)

5. Дейкина, А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 7кл./ А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова.- 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 137с. – (Раздаточные материалы)

6. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- М. ВАКО, 2006.- 272с. – (В помощь школьному учителю)

7. Петровская, С.С. Диктанты по русскому языку. 7 кл. / С.С.Петровская, И.Н.Черников.- 5-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2008.- 222с. – (Библиотека учителя. Русский язык)

8. Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт.-сост. С.Б. Шадрина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 398с.

9. Русский язык. 7-й класс. Тесты для промежуточной аттестации: учебное пособие / Под ред. Н.А. Сениной.- Изд.3-е. перераб. – Ростов н/Д. Легион, 2010.- 256с.- (Промежуточная аттестация. Русский язык)

10. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова и др.- Изд. 3-е, переработанное./ Сост. Н.В. Сиденко. – Волгоград: ИТД «Корифей».- 112с.

11. Тропкина Л.А. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 7 класс.- Волгоград: Учитель, 2003.- 106с.

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Кн. для учителя. — 5-е изд.- М. Просвещение, 2000.- 191.

2. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – М. ТЦ Сфера, 2004.- 192с. (Серия «Поурочное планирование»)

3. Воителева, Т.М.Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл. / Т.М.Воителева.- 2-е изд. стереотип. — М. Дрофа, 2007.- 206.- (Дидактические материалы)

4. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М. ВАКО, 2005.- 176с. – (В помощь школьному учителю)

5. Иссерс, О.С. Тесты. Русский язык: Синтаксис и пунктуация. 8-9 кл. / О.С.Иссерс, Н.А.Кузьмина. – 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 202с.

6. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост.Н.В.Егорова.- М. ВАКО, 2011.- 80с.- (Контрольно-измерительные материалы)

7. Нури, О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс»/ О.А.Нури.-М. Издательство «Экзамен», 2009.- 253с. (Серия «Учебно-методический комплекс»)

8. Пахнова, Т.М. Раздаточные материалы по русскому языку, 8кл. / Т.М.Пахнова.-М. Дрофа, 2004.- 127с. – (Раздаточные материалы)

9. Петровская, С.С. Диктанты по русскому языку.8кл./ С.С.Петровская, И.Н.Черников.- 3-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 252с.- (Библиотека учителя. Русский язык)

10. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 8 класс: Справочное пособие.- М. АСТ-ПРЕСС, 1999.- 384с.

11. Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец.- М. Просвещение, 2009.- 207с

12. Шипицына, Г.М. Русский язык: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Культура речи. 8-11кл Г.М.Шипицына, С.С.Петровская, И.Н.Черников.- 2-е изд. стереотип.- м. Дрофа, 2007.- 316с. – (Дидактические материалы)

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. Кн. для учителя. — М. Просвещение, 1999.- 159с.

2. Дейкина, А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 9 кл. / А.Д.Дейкина 2-е изд. стереотип. — М. Дрофа, 2007.- 110с. – (Раздаточные материалы)

3. Малюшин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М. ТЦ Сфера, 2006.- 112с.

4. Мамона, Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс»/ Т.Н.Мамона .- М. Издательство «Экзамен», 2011.- 415 с. (Серия «Учебно-методический комплекс»)

5. Петровская, С.С. Диктанты по русскому языку. 9 кл./ С.С.Петровская, И.Н.Черников.- 3-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2007.- 190с.- (Библиотека учителя.)

6.Тростенцова Л.А. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец.- М. Просвещение, 2011.- 204 с.

Пособия для подготовки к ГИА

1.Балыхина, Т.М. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. тестовый практикум / Т.М.Балыхина, Л.А.Косарева, Н.М.Румянцева, М.А.Рыбаков. – 2-е изд. стереотип.- М. Дрофа, 2008.- 186с.

2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Г.А.Богданова. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2010.- 207с. – (Лингвистический тренажер)

3. Драбкина С.В. Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. / С.В. Драбкина, Д.И.Субботни. – М. Интеллект-Центр, 2014. – 216с.

4. Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г.Нарушевич. – 4-е изд. перераб.- Ростов н/Д. Легион, 2012.- 230с. – (Готовимся к ЕГЭ)

5. Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ: Части А, В и С (модели сочинений). 10-11 классы.- Учебное пособие.- Изд.4-е, испр.- Ростов – на – Дону: Легион, 2012.- 288с. – («Готовимся к ЕГЭ»)

6. Симакова, Е.С. Русский язык: 40 типовых вариантов экзаменационных работ для подготовки к ГИА, 9кл. / Е.С.Симакова. – М. АСТ: Астрель, 2010.- 382с. (Единый государственный экзамен)

7. Сычева, В.П. Тесты по русскому языку. 9 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой и др. «Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений» / В.П.Сычева .- М. Издательство «Экзамен», 2007.- 157с. – (Серия «Учебно-методический комплект»)

8. Русский язык. Все для ЕГЭ. В двух книгах. / Л.И.Мальцева, Н.М.Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А. М. НИИ школьных технологий, 2011.

9. ГИА – 2013. Русский язык. типовые экзаменационные варианты. 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько – М. Национальное образование, 2014.- 192с. – (ГИА-2014. ФИПИ – школе)

16+ Свидетельство о регистрации СМИ:
Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции и издательства: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники