РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК » ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

  • ЕГЭ
  • Авиация, Космонавтика
  • Административное право
  • Алгебра
  • Английский язык
  • Арбитражный процесс
  • Архитектура
  • Астрология
  • Астрономия
  • Банковское дело
  • БЖД
  • Биография
  • Биология
  • Биржевое дело
  • Ботаника, сельское хоз-во
  • Бухгалтерский учет, аудит
  • Валютные отношения
  • Ветеринария
  • Военная кафедра
  • География
  • Геодезия
  • Геология
  • Геометрия
  • Геополитика
  • Государство и право
  • Гражданское право
  • Делопроизводство
  • Деньги и кредит
  • Естествознание
  • Журналистика
  • Зоология
  • Издательское дело
  • ИЗО
  • Инвестиции
  • Информатика
  • Исторические личности
  • История
  • Кибернетика
  • Коммуникации, связь
  • Косметология
  • Краеведение, этнография
  • Краткое содержание произведений
  • Криминалистика
  • Криминология
  • Криптология
  • Кулинария
  • Литература
  • Логика
  • Логистика
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина, здоровье
  • Международное право
  • Международные отношения
  • Менеджмент
  • Металлургия
  • Москвоведение
  • Музыка
  • Муниципальное право
  • Налоги, налогообложение
  • Наука, техника
  • Начальная школа
  • ОБЖ
  • Обществознания
  • Оккультизм, уфология
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Политология
  • Право, юриспруденция
  • Предпринимательство
  • Природоведение
  • Промышленность, производство
  • Психология
  • Радиоэлектроника
  • Разное
  • Реклама
  • Религия
  • Риторика
  • Русский язык
  • Социология
  • Статистика
  • Страхование
  • Строительство
  • Схемотехника
  • Таможенная система
  • Теория государства и права
  • Теория организации
  • Теплотехника
  • Технология
  • Товароведение
  • Транспорт
  • Трудовое право
  • Туризм
  • Уголовное право
  • Управление
  • Физика
  • Физкультура
  • Философия
  • Финансы
  • Фотография
  • Химия
  • Хозяйственное право
  • Художественная культура
  • Цифровые устройства
  • Экологическое право
  • Экология
  • Экономика
  • Экономико-математическое моделирование
  • Экономическая география
  • Экономическая теория
  • Языкознание, филология

    32 33 34 1 2 35 36 37 38 39 40 41 4 42 43 44 45 46 47 5 48 49 6 50 51 52 53 54 55 56 57 58 9 59 10 60 7 61 62 63 64 65 66 67 68 69 8 70 71 72 11 73 74 75 76 77 78 14 79 80 81 31 17 15 82 16 20 83 84 85 19 86 87 88 30 89 18 90 21 91 92 93 94 95 96 97 98 99 22 100 101 102 103 104 105 23 24 106 107 108 26 109 13 110 111 29 28 112 113 114 115

    Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
    заявку

    Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

    Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

    Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

    Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
    выдана департаментом образования г. Москвы

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК » ДЛЯ 9 КЛАССА НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

    Молчановская средняя общеобразовательная школа

    Рассмотрена на заседании УТВЕРЖДЕНА:

    методического совета приказом образовательного учреждения

    и рекомендована к утверждению приказ № 41 от 30.07. 2014 г.

    протокол № 6 от 29.07.2014 директор школы:

    О. И. Каменщикова

    Раздел.1. Пояснительная записка

    В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с пересмотром содержательных и методических подходов. Государственный стандарт основного общего образования выступает основополагающим нормативным документом для осуществления преподавания русского языка в школе. В содержание учебного предмета «Русский язык» стандарт образования вносит существенные изменения с учетом практической значимости русского языка в общественной деятельности и жизни конкретного человека. Особый статус русского языка как учебного предмета определяется его надпредметной функцией, то есть специфическими особенностями языка как средства освоения других предметов, главного средства человеческого общения, культурно-исторического и духовного наследия русской нации.

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет специфику совершенствования преподавания русского языка в следующих направлениях:

     утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом,

     ориентация на планируемые результаты обучения,

     усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе,

     реализация системно — деятельностного подхода в образовании,

     формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,

     реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

    Основная задача обучения русскому языку заключается в органическом сочетании, с одной стороны, освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного литературного языка, умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивного развития речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. Актуальность данной программы обучения русскому языку состоит в её направленности на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление его основных закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

    Программа включает разделы.

     «Пояснительная записка», где описан вклад предмета «Русский язык» в достижение целей общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его место в базисном плане, отличительные особенности программы.

     «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки, рекомендованы формы организации учебного процесса, описаны оптимальные виды контроля.

     «Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).

     «Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского (родного) языка в современной школе.

    1.1. Нормативные акты и учебно-методические документы

    Рабочая программа сформирована на основании следующих документов:

    Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

    Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014учебный год»;

    Примерная основная образовательная программа основного общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГО C. 2011 г. сайт: http://standart.edu.ru );

    Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

    Приказ Минобразования от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».

    Рабочая программа по русскому языку для 9 класса авторов М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, М.Н.Шанского и др. – М. Просвещение, 2013.

    1.2. Обоснование выбора примерной программы

    Примерная программа по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы-составители: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Н.Шанский и др.) выбрана для разработки рабочей программы потому, что позволяет реализовать стандарт общего образования, соответствует уровню подготовки обучающихся и обеспечивает преемственность между классами.

    Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, в полном объёме соответствует образовательным целям МОБУ Молчановской СОШ, и полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.

    Программа спланирована в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. В основу данной рабочей программы положено авторское видение предмета. Построена она с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.

    Примерная программа основного общего образования по русскому языку использована в полном объёме без изменений.

    1.3.Общие целиизучениярусского (родного) языка

    воспитание духовно- богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

    овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

    приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

    развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

    совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

    1.4.Основные задачи курса

    развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

    углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;

    совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения ;

    развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.

    обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;

    способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.

    1.5. Направленность программы

    Главной особенностью программы является ее направленность на:
    — достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;
    — осмысления его основных закономерностей;
    — усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа;
    — развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений;
    — навыков самостоятельной учебной деятельности;
    — самообразования, речевого самосовершенствования;
    — успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
    — способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово;

    — грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

    Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. При этом текст является объектом анализа и ре зультатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к про ведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком

    развития речи. поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности лингвистических текстов), аудирования. письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и отредактировать текст и т.п.

    1.6. Общая характеристика учебного предмета

    Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного и деятельностно-системного подходов в обучении русскому языку.

    Программа нацелена на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.

    Языковая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

    формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;

    вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);

    развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

    Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач.

    формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

    овладения нормами русского литературного языка;

    обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

    обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения.

    Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

    1.7. Место учебного предмета в учебном плане

    В Федеральном базисном учебном плане на изучение русского языка в 9 классе отводится 3 часа в неделю, (1 ч добавлен на развитие речи для подготовки к ОГЭ), всего – 102 часа в год. В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МОБУ Молчановской СОШ на 2014 – 2015 учебный год рабочая программа по русскому языку в 9 классе рассчитана на 98 часов в год (т.к. 4 ч выпадает на праздничные дни).

    1.8. Роль предмета «Русский (родной) язык» в достижении планируемых результатов

    Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное. Он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний. Частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

    Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

    В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» играет важную роль: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

    Раздел 2. Содержание учебного курса

    2.1. Наименование разделов учебной программы

    Общие сведения о языке. Международное значение русского языка (3 ч)

    Расширить сведения о месте русского языка среди языков народов мира, о его международном значении.

    Повторение изученного в 5 — 8 классах (5 +2 ч)

    Систематизация сведений о признаках текста, основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, рассуждении; о стилях речи.

    Сложное предложение. Культура речи (1 ч)

    Основные виды сложных предложений. Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

    Сложносочинённые предложения (7 + 2 ч)

    I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

    Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.

    Авторское употребление знаков препинания.

    II. Умение интонационно правильно произноси сложносочиненные предложения.

    III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

    Сложноподчиненные предложения (4 + 2 ч)

    Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

    Основные группы сложноподчинённых предложений (14 +4 ч)

    I. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.

    Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений

    Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.

    II. Умение использовать в речи сложноподчиненных предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

    III. Отзыв о прочитанном произведении.

    Бессоюзные сложные предложения (4 +4 ч)

    I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

    Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.

    II. Умение передавать с помощью интонации личные смысловые отношения между частями союзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзным сложными предложениями.

    III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

    Сложные предложения с различными видами связи (11 + 2 ч)

    I. Различные виды сложных предложений
    союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.

    II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

    III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему

    Повторение и систематизация изученного в 5 — 9 классах (3 ч)

    Систематизировать знания по всем разделам, изученным в 5 -9 классах.

    Учащиеся должны знать: изученные основные разных сведения о языке, определения, изученных в 9 классе, языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил.

    Учащиеся должны уметь: правильно выражать свои мысли; производить все виды разбора; составлять сложные предложения разных типов; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка.

    2.2. Планируемые личностные, метапредметные и предметные

    результаты освоения предмета.

    1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

    2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

    3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    1) владение всеми видами речевой деятельности:

    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

    владение разными видами чтения;

    адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

    способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

    овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

    умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

    способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

    умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

    умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;

    способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

    владение разными видами монолога и диалога;

    соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

    1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

    2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

    3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

    4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

    5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

    6) распознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

    7) проведение различных видов анализа слова ( фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

    8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

    9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

    2.3. Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов

    Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.

    «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку.

    В них устанавливаются:

    1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

    2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

    3) объем различных видов контрольных работ;

    4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

    Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

    На уроках русского языка проверяются:

    1) знание полученных сведений о языке;

    2) орфографические и пунктуационные навыки;

    3) речевые умения.

    Оценка устных ответов учащихся.

    Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

    При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

    Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

    Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

    Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

    Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

    Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

    Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

    Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110. для 7 – 110-120. для 8 – 120-150. для 9 – 150-170 слов, для 10-11 – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)

    Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20. для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30. для 8 класса – 30-35. для 9,10 и 11 – 35-40 слов.

    Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

    Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы. в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

    В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

    В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

    До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

    При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

    1) В переносе слов;

    2) На правила, которые не включены в школьную программу;

    3) На еще не изученные правила;

    4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

    5) В передаче авторской пунктуации.

    Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо

    работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

    При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые. то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

    1) В исключениях из правил;

    2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    5) В написании ы и и после приставок;

    6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);

    7) В собственных именах нерусского происхождения;

    8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

    9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

    Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

    Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

    Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

    Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

    Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

    При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

    Диктант оценивается одной отметкой.

    Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

    Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5

    пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

    Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

    При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

    При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.

    В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

    При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

    Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

    Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ѕ задания.

    Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

    Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

    Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

    При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

    Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

    Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

    Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

    Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

    Оценка сочинений и изложений.

    Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

    Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».

    Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.

    Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких

    уроках не проводится подготовительная работа.

    Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.

    К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

    С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

    Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

    Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

    соответствие работы ученика теме и основной мысли;

    полнота раскрытия темы;

    правильность фактического материала;

    При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

    Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

    Стилевое единство и выразительность речи;

    Число речевых недочетов.

    Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

    1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

    2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4. 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

    3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

    4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

    Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях

    Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка — это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм

    литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет — это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет — с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет — это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

    Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

    — повторение одного и того же слова;

    — однообразие словарных конструкций;

    — неудачный порядок слов;

    — различного рода стилевые смешения.

    Ошибки в содержании сочинений и изложений

    Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

    неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.

    искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

    -нарушение последовательности в высказывании;

    -отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;

    -неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

    -раздробление одной микротемы другой микротемой;

    -несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

    -перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);

    -неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

    К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

    Кречевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

    употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;

    неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;

    нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;

    употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;

    пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

    стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

    Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

    неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;

    неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;

    смешение лексики разных исторических эпох;

    Речевые ошибки в построении текста:

    бедность и однообразие синтаксических конструкций;

    нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;

    стилистически неоправданное повторение слов;

    неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;

    неудачный порядок слов.

    Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

    Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

    Разновидности грамматических ошибок:

    Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие
    ошибки нельзя воспринимать как орфографические.

    Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)

    а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

    б) ошибки в структуре простого предложения:

    — нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

    — нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

    — разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

    — ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

    — местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

    — пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

    в) ошибки в структуре сложного предложения:

    — смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

    — отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

    г) смешение прямой и косвенной речи;

    д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

    Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

    При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

    2.4. Виды и формы контроля.

    Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:

    Входной контроль в начале и в конце четверти;

    Текущий контроль — в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов;

    Комплексный анализ текстов;

    Итоговый – итоговый контрольный диктант;

    Комплексный анализ текста.

    2.5. Формы организации учебного процесса.

    Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

    Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

    Индивидуальные формы. работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

    Достижению целей программы обучения будет способствовать и спользование современных образовательных технологий.

    Активные и интерактивные методы обучения

    Исследовательская технология обучения

    Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

    Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

    Технологии уровневой дифференциации

    Технология проблемного обучения

    Технология модульного обучения

    2.6.Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

    В результате изучения русского языка ученик должен:

    роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

    смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

    основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

    особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

    признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

    основные единицы языка, их признаки;

    основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

    различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

    определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

    опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

    объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

    аудирование и чтение

    адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

    читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

    извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

    говорение и письмо

    воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

    создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

    осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

    владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

    свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

    соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

    соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

    соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

    осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

    I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    — производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

    — составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;

    — пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

    — соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

    ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

    Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

    ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 9 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

    ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам .

    В итоге к концу учебного года у учащихся должны быть сформированы следующие знания и умения:

    — определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

    — производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;

    — составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;

    — пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

    — соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

    — находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.

    — ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;

    — находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор.

    — Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты. Писать сочинения — описания, рассуждения на морально — этические темы.

    2.7. Направления проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся

    ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Проводить самоанализ и самооценку в ходе проектной деятельности

    Осваивать новые технологии в процессе создания итогового проектного или исследовательского продукта

    Осваивать новые знания, необходимые для выполнения условий проекта или учебного исследования и выходящие за рамки учебных программ

    Находить необходимую информацию в открытом информационном пространстве

    Сотрудничать и кооперироваться в ходе решения проектных и исследовательских задач

    Владеть приёмами и технологиями творческого поиска решений в ходе проектов и исследований

    Использовать собственную систему контроля качества

    Излагать свою точку зрения письменно ясно, логично и точно

    Делать выводы по результатам работы

    Использовать оборудование в проекте (исследовании)

    Использовать приёмы и методы в проекте (исследовании)

    Излагать мотивы проектной и исследовательской деятельности

    Анализировать инновационный потенциал продукта до начала его создания

    Решать проблемы (задачи) в ходе проекта (исследования)

    Выявлять в ходе проекта (исследования) новые факты и закономерности

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Контролировать и выполнять планы

    Корректировать планы в связи с изменением условий

    Самостоятельно определять цели своего обучения

    Планировать пути достижения целей обучения

    Определять задачи для достижения цели обучения

    Планировать альтернативные пути достижения цели

    Сочетать познавательные цели и цели обучения

    Принимать верные решения в проблемной ситуации на основе переговоров

    Прогнозировать развитие своего учебного процесса

    Стили текста, типы речи

    Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Имеют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различают разновидности современного русского языка.

    используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

    выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

    умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

    знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России. Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, любовь к Родине.

    Понятие о литературном языке.

    повторение смысловой и композиционной целостности текста: вступление, основная часть, заключение; повторение основных признаков текста: относительная завершённость текста, законченности и видовременное единство.

    имеют представление о лингвистике, как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Осознают (понимают) смыслоразличительную функцию языка; звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Анализируют и характеризуют отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Овладевают основными правилами литературного произношения и ударения, нормами произношения безударных гласных звуков.

    используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных

    принимают познавательную цель, охраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и чётко выполняют требования познавательной задачи.

    Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Устанавливают причинно-следственные связи. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

    Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

    Выучить наизусть стих-е Тургенева

    Уметь производить синтаксический и пунктуационный разборы ССП, воспроизводить текст, воспринимаемый на слух под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Уметь объяснять ошибки, классифицировать, исправлять их, приводить примеры

    используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных

    ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и чётко выполняют требования познавательной задачи.

    Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

    Ответить устно на вопросы 1-5, с. 47, упр. 78

    Уметь опознавать указательные слова в главной части СПП, выяснять синтаксическую функцию в главном предложении и роль в СПП, отличать СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки препинания.

    используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

    ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и чётко выполняют требования познавательной задачи.

    Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

    структурно-семантические признаки СПП с придаточными места и времени

    СПП с придаточными времени указывает на время протекания действия и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? СПП с придаточными места указывают на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы где? куда? откуда?

    используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

    ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и чётко выполняют требования познавательной задачи.

    Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Умеют заменять термины определениями. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Знать композиционные особенности текста, понимать содержание прочитанного, его тему, главную мысль, определять идейную направленность текста, позицию автора, его отношение к проблеме, подробно излагать текст, комментировать позицию автора, выражать собственное мнение.

    используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

    ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и чётко выполняют требования познавательной задачи.

    Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

    Знать, что такое публичная речь, уметь отличать понятия «публичный» и «публицистический», знать особенности публичной речи.

    используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

    ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и чётко выполняют требования познавательной задачи.

    Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

    позитивная моральная самооценка.

    используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

    ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и чётко выполняют требования познавательной задачи.

    Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

    Доброжелательное отношение к окружающим. Готовность к равноправному сотрудничеству, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

    Подготовить публичное выступление для родительского собрания на тему «Взрослые и мы». Упр. 222

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Google Buzz
    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники