Программа обучения русского языка как иностранного

Учитель-логопед ГБОУ СОШ №1279,

Кандидат педагогических наук

Аннотация: В статье описана программа обучения русскому языку как иностранному на уровне достаточном для повседневного и профессионального общения, а также для осуществления самостоятельной учебной деятельности.

В условиях глобализации возрастает роль иностранных языков в жизни человека. Все более актуальными становятся вопросы национально ориентированного обучения русскому языку как иностранному (РКИ) вне России. Эти процессы не могут не оказывать влияние и на методику преподавания русского языка как иностранного. Чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке образовательных услуг, преподаватели должны овладеть навыками этнометодической коррекции своих знаний и умений.

Сегодня обучение русскому языку как иностранному в России не ограничивается только вузовскими формами языковой подготовки. Развитие рыночных отношений, целенаправленная интеграция России в мировую экономику выдвинули в качестве актуальной задачи обучение русскому языку как средству делового общения. В практике преподавания РКИ появились такие контингенты учащихся, как бизнесмены, менеджеры, специалисты по маркетингу, политологи, работники дипломатических и торговых служб, представители различных религиозных миссий. С другой стороны, в странах, ориентированных на российский туризм, возникла настоятельная необходимость в обучении русскому языку работников сферы обслуживания: сотрудников отелей, ресторанов, магазинов, туристических фирм, аэропортов, банков, полиции и др. Таким образом, в настоящее время весьма актуальной является разработка новых учебных коммуникативно-ориентированных курсов разного содержания и различной длительности, а также оснащение их соответствующими учебными пособиями.

В настоящее время нами создана и внедряется программа по русскому языку как иностранному для граждан, желающих быстро и качественно изучить русский язык. Занятия проводятся индивидуально и в мини-группах (от 3-6 человек и более). Программы составлены с учетом уровня подготовки, целевых установок и интересов обучающихся. Первая трехмесячная программа рассчитана на 50 академических часов. В ходе обучения обучающиеся расширяют знания по бытовой и общественно-политической тематике. По желанию обучающиеся могут читать научно-популярную, художественную литературу или сосредоточиться на деловой документации. Отвечать на вопросы по прочитанному, выделять в тексте главную (идею) и содержание (тему). Общаться в семейно-бытовой и учебных сферах, обмениваться информацией в типовых ситуациях и получать ее. Рассказать о себе, о своей семье. Давать описание внешности человека или явлений природы.

Вторая программа полугодовая рассчитана на 100 академических часов. В процессе обучения учащиеся овладевают базовыми знаниями в области фонетики, усваивают лексический минимум, который позволяет им вести беседу на бытовые и социальные темы, читают газетно-журнальные статьи, пишут неофициальные письма и короткие сообщения, понимают язык радио- и телепередач. Учатся ориентироваться в структуре текста, устанавливать связи между частями текста. Понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе, речь диктора, выступления официальных лиц. Уметь установить и поддержать контакт с собеседником.Уметь инициативно вести диалог; употреблять основные формулы речевого этикета.

Содержательная характеристика курса.

  1. Место курса в общей системе образования.

Русский язык в целом является основополагающей дисциплиной на территории РФ. Граждане, пребывающие на территории РФ с 1.12.2012, обязаны изучать базовый курс русского языка, так как полученные в результате его изучения знания, умения и навыки являются необходимым инструментарием любой профессиональной деятельности и необходимым элементом общей культуры. А данном курсе обобщаются. Закрепляются на практике знания, отрабатываются умения и формируются навыки.

Более подробное освещение разделов и тем, формирование навыков грамотного письма и культуры устной и письменной речи.

В результате изучения обучающийся сможет:

— иметь представление о звуке, фонеме, букве. Правильно называть букву и звук. Иметь представление о месте и способе образования гласных и согласных. Определить количество слогов в слове;

— охарактеризовать слово с точки зрения происхождения. Пользоваться словарями;

— иметь представление о принципах русской орфографии и навык грамотного письма;

— приобрести знания о различии между самостоятельными частями речи и служебными;

— получить представление о лексическом значении слова, приобрести навык определения стиля высказывания в ситуативно уместном стиле;

— обобщить и углубить представления о предложении.

— дать характеристику согласного и гласного по месту и способу образования, по месту и степени подъема языка и по участию губ;

— построить связное высказывание по материалам предлагаемых статей;

— подбирать и самостоятельно выполнять орфографические упражнения;

— иметь представления о значении грамматических признаках частей речи;

— приобрести навык «перевода» с языка одного стиля на язык другого стиля;

— получить представление о предложении как синтаксической единице, уметь обосновано выбрать тип синтаксической конструкции в собственной речи в зависимости от цели высказывания, приобрести первоначальные навыки исправления текста.

Технологическая характеристика программы

  1. Лекция читается по обзорным темам, так как позволяет сжато и четко представить учебный материал весьма значительного объема.
  2. Практикум является важнейшим элементом изучения русского языка под руководством преподавателя или самостоятельно.
  3. Работа в малых группах формирует навыки коммуникативной культуры, вырабатывает критерии само- и взаимооценки.
  4. Работа в парах постоянного и сменного состава позволяет за короткий срок отработать порядок и речевые клише устных грамматических, орфографических и пунктуационных разборов.

Преподаватель имеет право использовать все перечисленные формы или только некоторые из них, а также вводить иные.

Система самообразования обучающихся. Выполнение домашних заданий (типовых и творческих).

Работа с учебниками, справочной литературой; самостоятельное составление упражнений.

Общее содержание курса разного уровня обучения (трехмесячного и полугодового) едино. Основные отличия повышенного уровня от базового следующие:

1.Формирование углубленного представления о некоторых грамматических категориях;

2.Решение некоторых практических задач на более высоком, творческом уровне.

Программа предполагает творческие работы по развитию речи в связи с изучением конкретных грамматических тем.

Распределение учебных часов по конкретным темам носит рекомендательный характер.

5.Работа над ошибками.

6.Работа со словарями, справочниками, научно-популярной литературой.

2.Составление предложений и небольших текстов.

3.Сочинение предполагаемого продолжения текста, используя средства речевой выразительности в собственной речи.

5.Составление небольших прозаических текстов в форме объявлений, рекламы, информационных сообщений, документов и т.д.

6.Самостоятельная подготовка сообщений по отдельным вопросам культуры речи в традиционной или игровой (творческой) форме.

Итоговая оценка за курс

Складывается как среднее арифметическое из всех оценок, полученных в течение отчетного периода за все виды работ. Если оценка спорная, решающими являются оценки за контрольные диктанты.

Добавить комментарий

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
— загружать, публиковать, передавать, иным образом доводить до всеобщего сведения (далее — размещать) любую информацию, которая содержит угрозы, дискредитирует или оскорбляет других пользователей или третьих лиц, является вульгарной, непристойной, носит мошеннический характер, посягает на личные или публичные интересы, пропагандирует расовую, религиозную, этническую ненависть или вражду, любую иную информацию, нарушающую охраняемые законом права человека и гражданина;
— размещать любую коммерческую рекламу, коммерческие предложения, агитационные материалы, распространять спам, сообщения-цепочки (сообщения, требующие их передачи одному или нескольким пользователям), схемы финансовых пирамид или призывы в них участвовать, любую другую навязчивую информацию;
— размещать домашние адреса, номера телефонов, адреса электронной почты, паспортные данные и прочую личную информацию любых третьих лиц без их личного согласия на такие действия;
— описывать или пропагандировать преступную деятельность, размещать инструкции или руководства по совершению преступных действий;
— размещать любую информацию, нарушающую исключительные права третьих лиц на объекты интеллектуальной собственности;
— размещать любую другую информацию, которая, по личному мнению Администрации, является нежелательной, не соответствует целям создания Сайта, ущемляет интересы пользователей или по другим причинам является нежелательной для размещения на Сайте.
Администрация оставляет за собой право по своему собственному усмотрению удалять любую публикуемую Вами информацию, нарушающую установленные запреты.

Новый сайт

Уважаемые пользователи и гости сайта .

Мы подготовили для вас новый, яркий и удобный сайт на котором вы сможете не только рассказывать о свои разработки уроков и заказать сертификаты, но и с пользой провести время со своими друзьями и коллегами в социальной сети или на форуме, обновленный вид комментариев и прочие интересные возможности. Мы только запустили этот проект, успейте пройти регистрацию в числе первых и Вы сможете получить уникальное и красивое ссылку на свой профиль.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛЫ

Коллеги, специально для вас Издательская группа «Основа» выпускает практические журналы для учителей-предметников, воспитателей и администрации школы.

Выписывайте и читайте свои профессиональные журналы как в бумажном так и электронном виде. Подписка по редакционной цене на сайте http://www.e-osnova.ru/

КОНКУРСЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Приглашаем принять участие во всероссийских конкурсах «Творческий учитель » и «Творческий воспитатель » от Издательской группы «Основа». Присылайте свои авторские работы и получите бесплатно диплом за участие в конкурсе. Лучшие работы будут опубликованы во Всероссийских журналах Издательской группы «Основа».

© 2012 Издательская группа «Основа»

© 2016 Учительский журнал он-лайн. Все права защищены.

Joomla! — свободное программное обеспечение, распространяемое по лицензии GNU/GPL.

Редакция портала «Учительский журнал он-лайн» может не разделять точку зрения автора и пользователей портала, которые высказываются в форме комментариев к статьям, сообщений на форуме и т.д. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов, цитат, собственных имен. Материалы публикуются в авторском варианте, иллюстрации, пунктуация и лексика авторские. Претензии не принимаются. Материалы не рецензируются.

«Учительский журнал он-лайн» (свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-42343 от 20.10.10)

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники