Проект «Неделя русского языка в школе» — русский язык, мероприятия

Проект «Неделя русского языка в школе»

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи проекта: определить содержание предметной недели в школе;выявить условия, определяющие эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в практику учителей русского языка и литературы при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Проект «Неделя русского языка в школе»»

Проект «Неделя русского языка в школе»

Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи проекта: определить содержание предметной недели в школе; выявить условия, определяющие эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены в практику учителей русского языка и литературы при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Задачи предметной недели:

— совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

— вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;

— выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.

Механизм реализации проекта

Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на заседании МО.

План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.

Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.

В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:

конкурсы на знание основной тематики недели и предмета в целом по двум возрастным категориям: 5–6-е классы и 7–9-е классы.

нетрадиционные уроки по предмету;

выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;

внеклассные мероприятия по основной тематике недели.

Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий

Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.

Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.

Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.

В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.

Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.

Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Тематика предметной недели: “ Грамоте учиться – всегда пригодится” .

Лозунг предметной недели: Стань грамотным, и ты откроешь перед собой весь мир!”

Форма проведения: игра “Путешествие …»

1-й день – в стране Орфография;
2-й день – Вас ждет Пунктуация;
3-й день – Творческая страна;
4-й день – Играем,соревнуемся, побеждаем;
5-й день – Подведем итоги.

В 1 день Недели вывешивается план Путешествия по странам знаний. В конце каждого дня Недели стенд будет заполняться творческими отчетами, репортажами, отзывами, рисунками, фотографиями. Лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели публикуются на школьном сайте. Предварительно оформляются информационные стенды: “Великие лингвисты”, “Словари – наши верные друзья”, высказывания учащихся о языке и др.

победителям в отдельных конкурсах – дипломы;

активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;

учителям – благодарственные письма администрации, материальные выплаты.

План реализации проекта предметной недели.

Мероприятия, которые можно предложить участникам проекта, обучающимся 5-9 классов.

— Создание коллажа «Похвальное слово русскому языку»

— Викторины Веселая грамматика;

— Беседы о русском языке. об ученых- лингвистах;

— Конкурс сочинений «Хвала грамотному человеку»;

— Конкурс высказываний «Что значит для меня русский язык ?»

— Конкурсы тетрадей, лингвистических газет;

— Терминологические диктанты ( по разным предметам);

— Конкурс презентаций на тему «Речевой этикет»

— Брейн-ринг «Не бойтесь пунктуации!»

Для реализации проекта необходимо :

Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта).

Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта).

Обеспечение кадровых условий (подбор и расстановка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).

Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).

Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).

Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте (Создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам проведения предметной недели).

Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).

Наличие у преподавателей педагогических компетенций владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).

Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:

принцип добровольности. Школьники участвуют в предметной Неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.

принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;

блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка;

откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;

найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.

создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;

помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;

познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета.

проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;

сформируют и подготовят творческую команду для участия в олимпиадах по русскому языку;

получат эффективную образовательную среду;

заявят о себе в образовательном пространстве школы.

проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;

получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;

пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников

Учителя-предметники: в ходе проведения Недели могут организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.

Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п. являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы).

Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями педагогической деятельности, а именно:

результативные показателями эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, победы и призовые места учеников в конкурсах в рамках Недели, использование разнообразных технологий);

владение приемами работы в группе ; создание новых форм делового и творческого общения;

показателем активности обучающихся являются познавательный интерес, самостоятельность, уровень речевого развития.

Критерии эффективности проекта выражаются:

в востребованности проекта;

в охвате подростков;

в привлечении других специалистов, общественности;

в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;

в уровне культуры участников проекта.

Психологическая целесообразность эффективности проекта.

Программа предметной недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении русского языка. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

В перспективе развитие проекта даст возможность реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения ( викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.).

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники