Песни на уроках РКИ — Методика преподавания русского языка как иностранного

Песни — замечательный способ мотивации к изучению языка. А ещё песня в непринуждённой форме позволяет запоминать новую лексику, формировать слухопроизносительные навыки и знакомиться с культурой изучаемого языка. Очень часто именно песня не даёт утратить интерес к языку и стране и поддерживает знания при отсутствии необходимой практики. Слушая музыку, мы отдыхаем, снимаем напряжение, получаем удовольствие, и как раз в это время тоже происходит полезная работа нашего мозга, зачастую не до конца осознаваемая нами.
У детей дошкольного возраста некоторые «недостатки речи объясняются возрастным несовершенством артикуляционного аппарата, а также недостаточным уровнем развития фонематического восприятия»: пропуск, перестановка звуков. «Вместе с тем характерным для этого периода является достаточно уверенное воспроизведение детьми интонационно-ритмических, мелодических контуров слов. Именно поэтому большое обучающее значение в этом возрасте приобретает песня, поскольку с её помощью можно отрепетировать верную артикуляцию или научить правильно интонировать предложение» (Е.А. Хамраева «Детский модуль РКИ. Русская школа за рубежом: особенности её организации и методики преподавания русского языка»).
Подробнее о песне на занятии можно прочитать в статье «Песенный материал на уроках РКИ» http://pandia.ru/text/77/152/10280.php .
Но песня пригодится и в работе со взрослыми. У всех разные музыкальные предпочтения. Коллега из Финляндии рассказывала, что её большая группа взрослых финнов на каждом занятии с нетерпением ждала, как в конце урока они снова все вместе будут петь «Миленький ты мой, возьми меня с собой. » (попутно тут отрабатывается и творительный падеж). Многие с удовольствием слушают старые хиты, дискотека 80-90х и композиции современных русских популярных исполнителей: Григория Лепса, группы «Пятница», «Айова», Максим и др. Можно подобрать песни, где повторяются те или иные грамматические формы, чтобы поработать над ними в развлекательной форме: к примеру, на творительный падеж — «Если с другом вышел в путь. «, «Выйду ночью в поле с конём. «, «Жил да был чёрный кот за углом, И кота ненавидел весь дом, Только песня совсем не о том,Как не ладили люди с котом. «; Г. Лепс «Водопадом». На прилагательные: «Маленькая страна» и «На синем море» Н. Королевой.
Русский рок также вызывает интерес. Вот здесь три песни Виктора Цоя с подстрочным переводом на английский язык http://russianwithtamara.nl/viktor-t soi/ Слова песен достаточно просты. Иностранцы даже с элементарными знаниями русского уже многое могут понять. И ещё группа «Кино»: http://3ears.com/media/1854 .
Есть специальное пособие «Русский рок и русская грамматика» http://www.zlat.spb.ru/print_catalog5_3 _389.html (о рок-песнях на уроках РКИ http://www.russianedu.ru/magazine/archi ve/viewdoc/2011/5/6731.html ).
Работая над текстом песни, мы уделяем внимание и фонетике (формируются слухопроизносительные навыки, отрабатываются сложные звуки), и лексике (расширяется словарный запас), и грамматике (в песне могут повторяться определенные предложно-падежные формы и синтаксические структуры). В процессе работы затрагиваются и все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение (обсуждение содержания песни, её сюжета, чувств, которые она вызвала у слушателей) и письмо (коротко записать, о чём эта песня) [подробнее об этом в статье Ю.Д. Поляковой «Проект «Русская песня» как способ формирования лингвокультурологической компетенции»].
Наиболее распространённый тип аудиторной работы над песней — это когда текст музыкального произведения раздаётся учащимся с пропусками, которые они заполняют в процессе прослушивания. Слова песни проговариваются и затем поются под музыку.
Знакомство с песнями позволяет не только улучшить произношение и выучить новые слова, но и формирует социокультурную компетенцию, открывает перед инофоном русскую картину мира.
Существуют некоторые материлы, в которых представлена методика работы над песней:
1. Битехтина Н.Б. Вайшнорене Е.В. «Игровые задания на занятиях по РКИ» // Сборник «Живая методика» (в нашей электронной библиотеке). Есть описание работы над русскими песнями.
2. Федотова Н.Л. Не фонетика — песня! http://www.zlat.spb.ru/catalog5_8_267.h tml
3. Медиатека обучающего сайта «Время говорить по-русски!»
http://speak-russian.cie.ru/time_new/ru s/medialibrary/
4. Русские песни на уроке. Хрестоматия по русской фонетике и интонации http://www.zlat.spb.ru/catalog5_2_361.h tml
5. Русский язык в песнях
http://www.rusongs.vsu.ru/
6. Сайт преподавателя Е.В. Гусевой. Песни
http://www.philol.msu.ru/

elvigus/P esni/pesni.html
7. Урок РКИ на материале песни «Есть только миг»
http://www.russianedu.ru/b6846b0186a035 fcc76b1b1d26fd42fa/84d2882e9e57e08c1773f 43e43d7e1be/magazineclause.pdf
8. А.А. Колесников Использование рэп-музыки в рамках аудиовизуального метода обучения РКИ // Актуальные проблемы преподавания русского языка как иностранного в вузе: материалы третьей междунар. научно-методич. конф. М. МГИМО-Университет, 2014. С. 120– 126.

Jan. 25th, 2017 12:20 pm (UTC)

Огромное спасибо из Испании!

Latest Month

Page Summary

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники