Основные трудности в изучении грамматики русского языка нерусскими

Основные трудности в изучении грамматики русского языка нерусскими

Основные трудности в изучении грамматики русского языка нерусскими

При изучении иностранного языка с практической целью грамматика выполняет важную функцию, она должна помогать студентам:

  1. Правильно понимать иноязычное высказывание
  2. Правильно строить иноязычную речь
  3. Сознательно контролировать построение высказывания и сознательно выбирать подходящие грамматические формы и конструкции.
  1. Категория рода. Связана с категорией одушевленности и прошедшего времени. При формировании речевых навыков преподавателю необходимо учитывать эту связь и подробно комментировать таблицы и упражнения, которые приводятся в учебниках.
  2. Падежи и падежные окончания. Тк во многих языках нет падежей и тем более падежных окончаний, но понятие кто совершает действие, о чём говорит человек, с кем, где и тд. Существуют в сознании человека-носителя любого языка. Сформированность указанных понятий облегчит понимание семантики предложно-падежных форм имени и функционально-грамматических категорий и решит некоторые вопросы усвоения русской языковой системы.
  3. Способы образования форм множественного числа существительных.
  4. Спряжение глаголов
  5. Изучение разрядов местоимений

Категория рода имен существительных

Существительные русского языка делятся на существительные мужского, женского и среднего рода. Отнесенность существительного к тому или иному роду определяется двояко.

  1. Реальным значением объясняется род существительных- названий лиц. Эти существительные относятся – названия лиц мужского пола, или к женскому роду- названия лиц женского пола. Мужской род: студент, папа, дядя. Женский: мама, дочь, тётя. Аналогия с другими языками, поэтому ничего объяснять не нужно.
  2. Деление всех остальных существительных русского языка по грамматическому поду определяется только формально- по конечному звуку слова, а на письме- по конечной букве. Не нужно вводить понятия «основа», «окончание», тк знакомство студентов с категорией рода имени существительного происходит до изучения состава слова.

Выделяем две подгруппы: существительные- названия животных, которые почти всегда относятся к мужскому или к женскому роду, и названия неодушевленных предметов-вещей, явлений,-которые могут относиться ко всем трем родам: мужскому, женскому и среднему. (. )

Существительные на мягкий согласный могут относиться к мужскому или женскому роду, ряд этих существительных нужно запомнить. Существительные на ж,ш,ч,щ могут относиться так же или к мужскому или к женскому, тоже надо запомнить. У сущ. Женского рода на конце пишется Ь: м.р.- товарищ, борщ; женский род: вещь, ночь, дочь.

На более позднем этапе обучения говорим учащимся о роде существительных, обозначающих лиц мужского и женского пола: врач, доктор, директор, секретарь- и об особенности согласования с ними других слов. Род этих существительных определяется по их реальному значению: где врач? Он в кабинете/Она в кабинете. Если они выступают в функции подлежащего, местоимение и прилагательное согласуются с ними по смыслу: Наш врач пришел-Наша врач пришла. Если они выступают в роли дополнения, имеет место грамматическое согласование местоимения и прилагательного: Петр Иванович- известный врач; Анна Ивановна-известный врач; Мы пошли к нашему врачу Ивановой.

Параллельно с изучением категории рода существительных методически целесообразно давать личные местоимения третьего лица он, она, оно, формы притяжательных местоимений в именительном падеже и числительное один, одна, одно, так как при употреблении в сочетании с ними существительных выявляется необходимость знания грамматического рода последних.

Основные проблемы изучения категории падежа

Семантическое и функциональное значение полных и кратких форм прилагательных. Образование кратких форм прилагательных

С краткими прилагательными знакомим учащихся до изучения парадигм склонений полных прилагательных.

Во многих языках нет функционально ограниченной формы прилагательных. Любое прилагательное может выполнять и функцию определения и функцию предиката. Поэтому учащиеся с трудом осознают роль прилагательного в предложении и испытывают значительные затруднения при усвоении кратких форм прилагательных в русском языке, в частности их употребления.

Представление кратких форм прилагательных начинаем с их формальной характеристики. Сообщаем, что краткие прилагательные имеют 4 формы: в ед. числе формы мужского рода-нулевое окончание, женского рода-окончание а, среднего рода- окончание о, во множественном числе одну общую форму- окончание ы: здоров, здорова, здорово, здоровы. В форме мужского рода у некоторых прил появляется беглая гласная е или о. У прил с односложным корнем ударение в форме женского рода обычно переносится на окончние.

Приводим список наиболее употребительных кратких прил, группируя их по общности формальных показателей и указывая ударение:

Занятый: занят, занята, занято, заняты

Глупый: глуп, глупа, глупо, глупы

Узкий: узок, узка, узко, узки. И т.д.

Не все прил имеют краткие формы. Только полные формы имеют прил, обозначающие цвет, свойство через отношение к другому предмету (серый, зубной).

Далее объясняем функционирование кратких прил в предложении. Они всегда выполняют функцию предиката. Но трудность их употребления состоит в необязательности их употребления в функции предиката.

Схема функционирования полных и кратких прилагательных:

  1. Функция определения: полные прилагательные- На столе лежит интересная книга.
  2. Функция предиката. А. Полная и краткая формы: 1) употребление обеих форм не дефференцируется по значению: Эта книга интересная- Эта книга интересна.

2) употребление полной и краткой форм дифференцируется по значению: а) Он больной- Он болен б) Платье короткое-платье коротко.

Б. Краткая форма:

1) предикат находится в препозиции: Богата природа Индии

2) прил имеют только краткую форму: Я рад вас видеть; мы должны скоро вернуться

3) прил выражает храктер соотношения определяемого предмета и другого предмета: Сын похож на отца.

При закреплении кратких форм прилагательных проводим вначале упражнения на их образование, в особенности форм с беглой гласной и изменением места ударения. Далее предлагаем разные виды упражнений на употребление полных и кратких форм.

  1. Образование от приведенных полных прилагательных всех форм кратких прилагательных и составление с ними предложений (Стол занят)
  2. Заполнение пропусков в приведённых предложениях с употреблением полной или краткой формы прил
  3. Перевод на русский предложений, в кот. Есть прил в функции определения и предиката, соответствующие в русском языке обеим формам прилагательных или только одной из них.
  4. Творческое упражнение на составление короткого монолога на заданную тему, предполагающую исп. Кратких форм прил (способный, умный, женатый и тд.)

. Степени сравнения прилагательных, их образование

Представление сравнительной степени начинаем с простой неизменяемой предикативной формы, являющейся одновременно сравнительной степенью прилаг и наречия: Эта книга интереснее; Он рассказывает интереснее. Описываем способы ее образования. Продуктивные формы образуются прибавлением к основе суффикса –ее (-ей в разговорной речи): интересный-интереснее/интересней. Обращаем внимание учащихся на перенос ударения у прилагательных с односложным корнем с основы на первое е суффикса: быстрый-быстрее. Далее приводим непродуктивные формы сравнительной степени.

  1. Прилагательные и наречия с основой на г,к,х,д,т,си принимают безударный суффикс –е. Происходит чередование согласного и в нек случаях перенос ударения:

Г-ж: дорогой/дорого- дороже

Д-ж: молодой-моложе, твёрдый-тверже

  1. Прил и нар с основой на ок, к теряют эти звуки и происходит чередование согласного: близкий-ближе, высокий/высоко-выше, короткий-короче и т.д.
  2. Некоторые формы сравнительной степени имеют суффикс ШЕ: далекий-дальше, долгий- дольше, тонкий- тоньше
  3. Некоторые прил и нар имеют неправильные формы сравнит степени: большой/много- больше, плохой/плохо- хуже.

Далее приводим две структуры предложений с формой сравнительной степени: с союзом чем и с родительным падежом. Я ответила правильнее, чем мой друг; Петя учился лучше Коли (Петя учится лучше, чем Коля).

Представляя сложные формы сравнительной степени прилагательных и наречий, демонстрируем их образование и функционирование. Указываем на неизменяемость слов более, менее и изменяемость полной формы прилагательного:

Более/менее интересный (ая,ое,ые)- определение

Более/менее интересен,интересна (о,ы)- предикат

Более/менее интересно – обстоятельство

Отмечаем, что форма с полным прилагательным является универсальной, т.е. может употребляться и в функции определения и в функции предиката, а форма с кратким прилагательным- исключительно в функции предиката.

Для закрепления форомообразования сравнительной степени предлагаем упражнения на образования обеих ее форм. Для закрепления построения предложений с формами сравнит степени можно предложить упражнение на трансформацию предложений, заменяя структуру с родительным падежом структурой с союзом чем.

Я, ты, вы, мы, он, она, оно, они

Сложность- употребление Вы как этикетной формы, тк инофоны так не делают.

Знакомим учащихся с необычным для них употреблением местоимения МЫ в словосочетании с творительным падежом с предлогом С. В русском языке местоимение МЫ в этом словосочетании употребляется в двух значениях: 1. группа лиц, включающая и говорящего: мы с преподавателем- мы и преподаватель. 2. Один говорящий и называемое лицо: Мы с преподавателем- Я и преподаватель

В русском языке личные местоимения не повторяются при однородных сказуемых, в отличие, например, от анг и фр языков. Поэтому у студентов часто ошибки: Миша/Он поднялся на пятый этаж, он позвонил в дверь,….

Также сложность составляют конструкции с «есть»: У меня есть брат, у меня есть книга. НО: У нее светлые волосы (а не у нее ЕСТЬ светлые волосы).

2.Притяжательные местоимения. С ними знакомим учащихся на самом раннем этапе обучения. Здесь комментариев требуют притяжательные местоимения 3-го лица, вызывающие у инофонов трудности различного хар-ра. Например, для англофонов непривычно употребление возвратного мест. СВОЙ, отсутствующего в англ. Языке; для франкофонов непривычно употребление притяжательных местоимений ЕГО, ЕЕ, ИХ, не имеющих аналогов во фр языке и заменяемых местоимением СВОЙ.

Следует отметить, что в русском языке притяжательные местоимения служат для выражения принадлежности, если в таковом есть смысловая необходимость: Возьми мой карандаш. Я люблю моего друга. В случае неоспоримости принадлежности притяжательные мест не употребляются: Он положил руку в карман. Я закрыл глаза. Инофоноы могут допускать ошибки типа: Я закрыл мои глаза.

3 группы: 1) Каждый любой, всякий 2) Весь, вся, всё 3) Сам, сама, само, сами

Общая семантика- это определение лица или предмета с различных точек зрения

1 группа. Обозначают отдельный предмет из числа многих однородных. Например: Каждый студент хочет хорошо сдать экзамен.

Любой-один из многих, всё-равно какой

Всякий- разный, разнообразный

Относительные местоимения-это те же вопросительные, которые выполняют функцию, соединяя гл с придаточным.

Кто изучает русский язык?

Я знаю, кто изучает русский язык

Я хочу знать, что он купил и тд.

16 билет.Лингвистические и методические трудности усвоения русского глагола
Спрягаемые формы глагола. Овладение спрягаемыми формами происходит непросто. В речи неносителя русского языка можно встретить ошибки такого типа: «Я сознаваю свою ошибку» или «Эти слова мне не принадлежают». Такого рода ошибки возможны, когда идет интенсивное накопление глагольной лексики. Это объясняется тем, что учащийся, не зная системы классов, при встрече с новым глаголом не может самостоятельно отнести его к нужному типу. Трудности вызывает у учащихся и постановка ударения в спрягаемых формах, что приводит к нарушению нормативности, а в ряде случаев – к непонятности речи.
Лингвистика дает нам четкую систему классов глаголов. Итак, в зависимости от принадлежности к I или II спряжению, а также по характеру отношения основы инфинитива, прошедшего и настоящего времени, глаголы делятся на 16 классов. 4 первых из них продуктивные, 5-16 класс – непродуктивные. Вне классов находятся разноспрягаемые глаголы бежать, хотеть, чтить, дать, создать, есть, надоесть. а также ехать, идти, быть.

Если учащимся своевременно не дать нужных знаний, а заставить их механически выучить спряжение указанных глаголов, то создастся довольно пестрая и даже хаотичная картина. Могут возникнуть вопросы, почему читать и писать имеют одинаковую структуру инфинитива, одинаковые окончания в спрягаемых формах, но в одном случае при спряжении остается (читаю). а в другом нет (пишу). Похожи писать/лежать, говорить/пить, но при спряжении у них используются разные окончания. То же самое наблюдается и с ударением. У глагола читать ударение приходится на одну и ту же гласную, а у писать тип ударения подвижный.
Какими же сведениями должны обладать учащиеся? Конечно, невозможно познакомить учащихся одновременно со всеми продуктивными и непродуктивными классами русского языка, но общие сведения по этому вопросу у них должны быть. Им должна быть понятна идея. что для глаголов одного класса характерна определенная система окончаний, так же, как при склонении существительных, и принцип соотнесения основы инфинитива и основы настоящего времени. Кроме того, учащиеся должны иметь представление о трех типах ударения:
— неподвижном, фиксированном, свойственном инфинитиву и сохраняющем свое место во всех формах (читать, делать ) – А;
— подвижном, характер которого состоит в следующем: в инфинитиве и форме 1 лица единственного числа ударение падает на последний слог, во всех других формах настоящего и будущего времени переносится на предшествующий (писать ) – Б;
— неподвижном, последовательно сохраняющемся на окончании во всех личных формах (говорить ) – В.
В методических целях целесообразно подавать глагольную лексику, принадлежащую к разным классам и группам через интервалы во времени, достаточные для осознания особенностей образования спрягаемых форм. Обычно знакомство начинается с глаголов I продуктивного класса наать(ять)— читать, гулять. но при этом учащимся необходимо уметь распознавать основу инфинитива путем отделения суффикса ть . постоянно обращать внимание на гласную основы. Затем для закрепления дать еще несколько глаголов этого же класса, установить сходство и указать, что эти глаголы спрягаются точно так же. Далее необходимо определить тип ударения. Ударение в этих словах неподвижно, оно сохраняется на том же гласном, что и в основе инфинитива.
Например, последовательность работы с глаголом читать включает:

1. выяснение (может быть, на примерах из родного языка или языка-посредника) понятия инфинитива, настоящего времени; ть – показатель инфинитива;

2. какая буква стоит перед ть (выделяется окончание);

3. дается задание: Слушайте, как спрягается глагол;

4. дается задание: Спрягайте глагол читать ;

5. дается задание определить, где ударение в данном глаголе: как в инфинитиве? на â ?

6. дается форма императива (повелительного наклонения): читай + те ;

7. далее спрягается глагол делать и соотносится с читать, работать.

В результате объяснений у учащихся должно сложится представление, что в русском языке есть группа глаголов с суффиксом —ть . перед которым стоит а – на эту букву заканчивается основа настоящего времени. Эти глаголы в спрягаемых формах имеют окончание —ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ют ; ударение в этих глаголах всегда падает на ту же гласную, что и в инфинитиве, а повелительное наклонение образуется прибавлением суффикса й, йте.
С самого начала целесообразно вести глагольную тетрадь, в которую выписываются новые глаголы: работать – типа читать, отдыхать – типа читать. Спряжение указывается при этом цифрой I или II, а неподвижное ударение обозначается буквой: думать – типа читать. I A.Затем можно ввести глагол ждать. найти общие и различающие эти глаголы моменты (новый тип ударения, подвижное, возможное чередование). Вывод, к которому должны прийти учащиеся – не все глаголы с суффиксом â спрягаются по типу читать ; преподаватель дописывает глагол по схеме искать – ждать (II) ск/ш, Б. Это означает, что при спряжении этого глагола чередуются согласные, Б – символ подвижного ударения. У глагола говорить нет знакомого суффикса â суффикс û утрачивается при спряжении. Ударение можно условно обозначать В – оно неподвижное, на окончании. При введении нового глагола этого типа, например, любить — люблю. можно сделать запись, указывающую на чередование в корне б/бл.
Не все классы целесообразно вводить с выделением в самостоятельную группу:
Отработка в упражнениях не должна быть монотонной, основанной лишь на повторении парадигмы глагола, лучше если даже это будут языковые и речевые упражнения одновременно. Например: Вы говорите по-русски?; А они? А он говорит по-арабски?
^ Работа над видами русского глагола
Виды глагола – еще одно сложное явление в русском языке. Трудности:

1. отсутствие данной категории в большинстве иностранных языков;

2. при объяснении этой категории преподаватель практически лишен возможности опираться на родной язык учащихся или язык-посредник;

3. вид – одна из немногих категорий, которая не осознается на практике; она нуждается не только в длительной тренировке, но и в глубоком творческом освещении;

4. объяснение этого явления проходит на ограниченном лексическом материале, требует от преподавателя продуманности, системы знаний.
При освоении несовершенного вида глагола обычно предлагается не давать материал порционно, а познакомить учащегося со всеми тремя семантическими вариантами несовершенного вида: значением конкретного процесса, значением повторяющегося действия, общефактическим значением.
В результате объяснения в сознании учащегося должны сложиться следующие признаки, характеризующие основные функции несовершенного и совершенного видов глаголов в речи:

1. для обозначения действия как процесса, повторного действия, для называния действия, которое имеет место (общий факт), используется глагол несовершенного вида;

2. для обозначения конкретного действия, однократного или которое завершилось – совершенный вид:
Далее необходимо ввести понятие видовой пары. Глаголы читать, писать, решать обозначают действие, способное достичь предела и после этого прекратиться. Но не все глаголы в русском языке имеют такую способность, например, стоять, жить, находиться своей семантикой не выражают достижения предела, результата. Следовательно, не все глаголы могут образовывать видовые пары.
Один из этапов промежуточного обобщения глагольного материала – знакомство с формальным выражением видовых оппозиций:
читать – про читать
решать – реши ть
брать – взять.
Демонстрация этих видовых пар иллюстрирует способы их образования: с помощью приставки, суффикса, новой корневой формы (суплетивизм).
Отсутствие унифицированных средств видообразования вызывает трудности в усвоении русского глагола: учащимся приходится заучивать практически не одно, а два слова, супплетивные (разнокорневые) видовые пары, которые, как видим из примеров, могут принадлежать к разным спряжениям: решать – тип читать,А ; решить – тип говорить, В и т.д.
Непривычными, трудно осознаваемыми могут оказаться для неносителей языка схожие между собой формы настоящего времени несовершенного вида и будущего времени совершенного вида: решаю – решу, оставляю – оставлю и т.д.
В процессе тренировки рекомендуется обратить внимание на следующее:

1. следует уделить внимание анализу функционирования видов в большом количестве микротекстов монологического и диалогического характера; практически осмыслить семантические варианты значения несовершенного и совершенного видов;

2. анализ контекстного употребления видов глаголов должен быть не формальным (формы выражения вида), а функциональным (в какой именно функции выступает тот или иной вид глагола в конкретном случае);

3. анализ необходимо сопровождать вопросами преподавателя и ответами учащихся: ^ Что ты делал сегодня вечером? – Читал текст. – Долго читал? – Полчаса. Анализ лучше проводить не на разрозненных примерах, а с использованием потенциала речевых ситуаций;

4. для предупреждения ошибок в речевой практике следует освоить ряд правил, акцентирующих внимание на выборе вида:
а) употребление только несовершенного вида после так называемых фазисных глаголов: начинать – начать, продолжать – продолжить, кончать – кончить, а также передавать – передать, уставать – устать, учится – научиться, привыкать – привыкнуть и т.д.;
б) употребление только несовершенного вида в отрицательных конструкциях, при отрицании наличия действия: ^ Я не читал этот текст ;
в) употребление несовершенного вида с модальными словами: не надо, не должен ;
г) употребление несовершенного вида в повелительном наклонении для выражения побуждения к действию: ^ Пишите! ;
д) употребление преимущественно несовершенного вида с отрицанием в повелительном наклонении, императиве: Не пишите! ;
е) употребление совершенного вида после глаголов забывать – забыть, уставать – устать ;
ж) употребление совершенного вида в отрицательных конструкциях, если цель высказывания – отрицание не действия, а его результата: Я не прочитал текст ;
з) употребление совершенного вида в императиве при выражении просьбы, совета, приказа: ^ Расскажите! Отдохните!
Следует осознавать и использовать в организации практики грамматическую тему вида, которая является сквозной, т.е. сопровождает весь процесс обучения русскому языку как новому, неродному.

Основные трудности в изучении грамматики русского языка нерусскими

При изучении иностранного языка с практической целью грамматика выполняет важную функцию, она должна помогать студентам:

  1. Правильно понимать иноязычное высказывание
  2. Правильно строить иноязычную речь
  3. Сознательно контролировать построение высказывания и сознательно выбирать подходящие грамматические формы и конструкции.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники