Методика русского языка как наука: цель, задачи, предмет, объект, методы исследования, связь с другими науками

Методика русского языка как наука: цель, задачи, предмет, объект, методы исследования, связь с другими науками.

Это педагогическая наука, она рассматривается как частная дидактика. Дискуссионным является вопрос о том, можно ли рассматривать методику как самостоятельную науку или это наука прикладная.

А. К. Аксенова полагает, что методика преподавания русского языка в специальной коррекционной школе является наукой самостоятельной, поскольку в первую очередь она располагает собственными принципами обучения русского языка, помимо дидактических принципов. Однако методика, являясь наукой педагогической, не располагает собственными методами исследования, она пользуется теми методами, которые выработаны в специальной психологии и педагогике.

Отсутствие методов исследования послужило основанием для того, чтобы не считать методику самостоятельной наукой.

предметом исследования методики русского языка является процесс обучения русскому языку учащихся с интеллектуальным недоразвитием.

Целью методики является определение путей совершенствования обучения русскому языку как средству развития мышления и речи учащихся специальной коррекционной школы 8 вида.

В качестве задач специальной методики выступает:

— определение содержания обучения русскому языку (программа),

— определение способов, методов и приемов обучения русскому языку (учебник),

— определение эффективности существующих традиционных и инновационных методов, приемов и способов обучения (требует ответа на вопрос почему нужно учить так или иначе?).

Методика обладает связью с другими смежными науками:

— с педагогикой (берет основные теоретические положения, выработанные в дидактике, которые касаются принципов, методов и организации форм обучения)

— с психологией. При разработке связанных с обучением учащихся с интеллектуальным недоразвитием чтению, грамматики и правописанию, а также вопросов, связанных с развитием устной и письменной речи, методика базируется на данных, полученных специальной психологией.

Пример: обучая школьников заучиванию стихотворений необходимо прежде всего учитывать своеобразие протекания таких психических процессов как память, внимание, восприятие и т. д.

— с лингвистикой, она учитывает последние данные лингвистики, связанные, например, с изучением фонетической системы русского языка. Эти знания необходимы прежде всего для того, чтобы правильно организовать процесс обучения грамоте (в частности чтению) в первом классе.

— с логопедией. Связь выражается в том, что методика при разработке определенных вопросов обучения русскому языку должна принимать во внимание причины и характер речевых нарушений.

— с методикой обучения русскому языку в младших классах общеобразовательной школы. Эта связь базируется на положении, выдвинутом Л. С. Выготским «о единстве и общности законов развития нормального и аномального ребенка». Из этого следует, что ребенок с интеллектуальным недоразвитием проходит все те же этапы в усвоении языка, что и нормально развивающийся ребенок и соответственно все трудности, которые испытывает нормальный ребенок в усвоении навыков чтении и письма, в осознании орфографических правил и грамматических понятий, будут присущи ребенку и с недоразвитием интеллекта.

Методика как наука имеет 2 группы методов исследования:

— метод анализа специальной литературы по проблеме.

— метод сравнительного анализа общей и специальной психолого – педагогической литературы.

2. Эмпирические (непосредственно чувственный опыт)

— анализ продуктов деятельности учащихся

— анализ и обобщение передового педагогического опыта

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники