Методика изучения словосочетания и предложения в начальной школе — Планируемые результаты освоения младшими школьниками синтаксиса русского языка — Информация о педагогике и образовании

Методика изучения словосочетания и предложения в начальной школе

Учение о словосочетании в начальной школе предполагает знакомство со способами распространения главного слова. Понятие «словосочетание» показывает, что речь идет о сочетании двух или нескольких слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Связь между словами в словосочетании устанавливается при помощи вопроса: утро (какое?) раннее, бегал (как?) быстро. В словосочетании всегда одно из слов является главным, а другое – зависимым. Та часть словосочетания, от которой ставится вопрос, называется главной. Та часть словосочетания, которая отвечает на вопрос, называется зависимой. Например, в словосочетании дружные ребята слово ребята является главным, так как от него можно поставить вопрос: какие? Зависимое слово – дружные, так как оно отвечает на вопрос, исходящий от главного слова. Зависимое слово может принимать все формы главного. Работа над словосочетанием в начальной школе решает такие задачи:

1) развитие мышления и речи;

2) формирование орфографических навыков;

3) осознание словосочетаний как особой единицы языка, служащей для образования предложений.

Развитию мышления и речи будет способствовать усвоение в практическом плане моделей словосочетаний, выражающих различные синтаксические отношения. Известно, что синтаксические отношения передаются в речи определенными грамматическими единицами. Из такого понимания развития мышления и речи учащихся естественно вытекает вывод о важности работы именно над словосочетанием как переходной ступенью от слова к предложению. Обучать младших школьников словосочетаниям – значит работать над элементами мысли; учить детей пониманию словосочетаний – значит учить их пониманию логических отношений. Изучение разных групп словосочетаний в структуре предложения и параллельно в связном тексте будет способствовать речевому развитию младших школьников.

С умением учащихся выделить словосочетания, правильно поставить вопрос от слова к слову и на основе установления зависимости между словами определить падежное окончание частей речи тесно связано формирование орфографических навыков. Словосочетание – это та минимальная синтаксическая единица, на анализе которой легко показать функции падежей, родовых, числовых и личных окончаний, предлогов, особенности согласования и управления.

Образование предложений основано на включении словосочетаний в состав предложения, где каждый член словосочетания становится членом предложения. Начиная со II класса дети учатся выделять из предложения его основу (подлежащее и сказуемое) и словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу слова. При анализе предложений следует учитывать, что одно и то же слово в большинстве случаев входит не в одно словосочетание, а в два.

Рассмотрим целесообразные формы и приемы работы над словосочетанием.

Составление словосочетаний из данных слов: березка, дом, книга, село, интересный, деревенский, зеленый, дальний.

Постановка вопросов от слова к слову: ходить по лесу, яркое солнце, решать задачу.

Составление сочетаний и определение рода, числа и падежа.

Склонение словосочетаний, состоящих из прилагательного и существительного: высокая гора, низкий пень.

Составление глагольных словосочетаний и распознавание падежей существительных: рисую (чем?) .; рисую (где?) .; рисую (что?).

Составление словосочетаний с использованием глаголов и предлогов (приставки и предлоги подчеркнуть): пришли в. вышли из. отошли от. подошли к. зашли за …

Замена сочетаний слов противоположными по смыслу: привязать коня, отплыть от берега, подойти к столу.

Подбор словосочетаний, близких по смыслу: высокая гора, громко кричать, говорить тихо.

Для формирования навыка правописания падежных окончаний имен существительных рекомендуются следующие виды упражнений в составлении словосочетаний:

Поставить существительные в нужном падеже, выделить падежные окончания существительных: рассказ о (герой), письмо от (брат), подплыть к (лодка), жить в (деревня, город);

Включить в состав предложения слова, данные в скобках, установить связь между словами, выделить падежные окончания существительных:

Два дня ребята были в (поход). Рано утром они вышли из (город). Потом поехали на (поезд, машина). Вечером подъехали к (деревня);

3. Выписать словосочетания из предложений;

4. Подобрать к данному слову зависимые слова: помогать (кому?). (в чем?). (чем?) .; принести (кому?). (что?)…, (в чем?) .;

5. Составить словосочетания, используя слова: у сосны, от сосны, сосне, сосну. Определить падеж существительных.

Спорные вопросы в организации полового воспитания в школе
В настоящее время многие психологи считают, что детям полезно обучаться и по внесемейным программам полового воспитания, который не заменяют, а дополняют домашние уроки. Это обусловлено следующими причинами: 1. Некоторые родители или дети, сталкиваясь в семейной или общественной жизни с темой или с.

Общение в системе межличностных отношений: понятие, структура, основные аспекты
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям: — в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2-3 человек); — это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возм.

Комплексное обеспечение профессии
В настоящее время в педагогике существуют различные характеристики категории "учебно-методический комплекс", однако все они объединены пониманием его сущности, а именно: система средств обучения, создаваемая для обеспечения необходимого уровня качества образования. Учебно-методический ком.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники