Методика изучения синтаксиса

Методика изучения синтаксиса.

Синтаксис – это учение о предложении как самой краткой в потоке связной речи единицы, являющейся основным средством коммуникации, заключающей в себе определённое содержание (мысль). Синтаксис – раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений. Методика преподавания синтаксиса – это раздел методики, который изучает принципы, методы и приёмы преподавания синтаксиса в школе.

Задачи раздела: 1)определение системы синтаксических единиц; 2)изучение основных особенностей единиц синтаксиса; 32) ознакомление с их функционированием в речи; 43) формирование учебно-языковых умений; 54) дальнейшее совершенствование пунктационных умений, сформированных ранее.

Изучение синтаксиса в школах Беларуси имеет некоторые особенности: 1)взаимосвязь уроков изучения синтаксиса русского языка с уроками изучения синтаксиса белорусского языка; 2)взаимосвязь изучения синтаксиса с развитием речи; 3)взаимосвязь изучения синтаксиса с вопросами стилистики. Две названные особенности предполагают рассмотрение предложения в тексте, необходимость следить за правильностью построения предложений, обращать внимание на богатство синтаксических средств выражения значений, коммуникативную обусловленность использования синтаксических средств языка, учёт цели использования тех или иных конструкций, уместность их употребления в речи.

Раздел «Синтаксис» является последним в курсе русского языка, но многое известно школьникам уже из начальной школы. Кроме того, в 5 классе вводится пропедевтический курс «Синтаксис. Пунктуация» (он является первым в учебнике 5 класса. Почему?). Начиная с 6 класса, изучение синтаксиса связано с изучением частей речи, т.к. обязательно рассматривается, каким членом предложения может выступать та или иная часть речи.

Итак, сСведения о словосочетании и предложении вводятся постепенно. (уже в пятом классе есть раздел «Предложение» — 20 часов). Словосочетание и простое предложение проходят в 8 (9) классе (часть представлений о словосочетании сформирована уже в 5 классе), а сложное предложение в 9 (10) классе. Привести пример – Жевлакова!

Вы знаете, что синтаксические единицы рассматриваются в лингвистике с разных точек зрения: с точки зрения структуры, семантики, с точки зрения использования в речи, внутренних закономерностей формирования высказывания, использования синтаксических единиц в тексте и т.д. В школе единицы синтаксиса изучаются в первую очередь с точки зрения структуры, представлены также семантический и коммуникативный подходы.

В школе сСинтаксическая система русского языка представлена группами понятий, описывающих словосочетание и предложение. Словосочетания дифференцируются по структуре (главное и зависимое слово), по морфологической природе главного слова, по видам связи (согласование, управление, примыкание).

Предложения рассматриваются с нескольких точек зрения. Простые предложения описываются по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные); по особенностям грамматической основы (двусоставные и односоставные); по наличию главных и второстепенных членов предложения (распространённые и нераспространённые); по наличию-отсутствию необходимых членов предложения (полные и неполные); по наличию осложняющих включений (однородные члены, обращения, вводные слова, обособления).

Методика обучения орфографии. Лингвистические, дидактические и психологические основы выработки орфографического навыка. Изучение орфографических правил. Орфографический разбор как метод работы по орфографии.

Принципы обучения орфографии: 1) Морфологический принцип – во всех словах морфемы пишутся одинаково, независимо от их произношения. ПР: куб <П> — куба <б>. 2) Фонетический принцип – как произносится, так и пишется (слова или их части). ПР: возразить – воскликнуть. 3) Исторический (традиционный) принцип – слова пишутся так как они писались, в старину (как сложилось, так и осталось). ПР: замуж, лишь, уж. Целью обучения орфографии в школе является формирование относительной грамотности учащихся, т.е. умение писать слова, в соответствии с орфографическими правилами, изучаемыми в школе и некоторые слова с непроверяемыми орфограммами, в соответствии с орфографическим минимумом. Познавательные цели: — знакомство с основными орфографическими понятиями. Практические цели: — формирование орфографических умений. Содержание обучения орфографии составляет орфографическая теория или орфографические понятия и орфографические умения. К орфографическим понятиям относятся: орфограмма, орфографическое правило, орфографический факт, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, актуальная и неактуальная орфограмма, орфографический словарь. Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом. Различают несколько типов орфограмм: буква, пробел, слитное написание, дефис, черточка или перенос. Орфографическое правило – это инструкция, позволяющая знать норму письма и условия, определяющие данную норму. Орфографический факт – это написание, которое запоминается в лицо: слова с непроверяемыми орфограммами, отдельные морфемы, отдельные служебные слова. Знакомство с понятием орфограмма целесообразно начать с противопоставления слов, которые различаются написанием и произношением и которые не различаются. Принципы методики орфографии целесообразно рассмотреть с принципами русской орфографии: 1. Морфологический (фонематический), который предполагает единообразие написания морфем в школе, 2. Фонетический, написание в соответствии с произношением, 3. Исторический (традиционный), написание по традиции. Принципы методики обучения орфографии: — принцип опоры на фонетический или грамматический материал, — сопоставление произношения и написания, — принцип опоры на орфографическую теорию (понятие «орфограмма, опознавательные признаки орфограмм»). Эти принципы обеспечивают сознательное усвоение орфографии и поэтапность работы по формированию орфографических умений. Орфографическое правило изучается с опорой на понятие орфограмма и опознавательные признаки орфограмм. Путь от орфограммы к орфографическому правилу через анализ языкового материала наиболее эффективен. Формулировка орфографических правил указывается смысловые, фонетические, грамматические признаки орфограммы. Перед изучением орфографического правила нужно убедиться, что ученики знают фонетические явления. При выборе формы работы над ОП нужно учитывать и общие дидактические требования (сознательности, активности, самостоятельности учащихся) и особенности орфографического явления. Работа по изучению ОП может быть проверена в форме беседы, а может в форме объяснения самим учителем. После изучения ОП, нужно дать учащимся 2-3 минуты для чтения этого правила. Далее воспроизведение этого правила. Важным этапом в работе является составление учениками алгоритма действий: как применять это правило на практике. Общий алгоритм: 1. Опознавательные признаки орфограммы, 2. Часть речи, 3. Часть слова, 4. Применение правила. Орфографические умения – это аналитические способности ученика увидеть орфограмму, соотнести ее с отдельным правилом, действовать в соответствии с алгоритмом или инструкцией и определить норму письма. Орфографические умения: — обнаружить в слове орфограмму (орфографическая зоркость), — обосновать выбор орфограммы, — писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, — пользоваться орфографическим словарем. Орфографический навык – это орфографическое умение, доведенное до автоматизации, в котором все действия протекают быстро во внутреннем плане ученика. Практические методы формирования орфографических умений представляют собой специальные и неспециальные орфографические упражнения. К специальным относятся различного рода списывания и диктанты (кроме творческого и свободного). Списывание предполагает развитие орфографической зоркости учащихся. Списывание бывает: осложненное, неосложненное. Диктанты: Обучающие (предупредительные, комментируемые, объяснител
ьные, «Проверяю себя!»). Система упражнений по орфографии в современной методике строится на основе того или иного вида памяти. 4 вида памяти: слуховая, зрительная, речедвигательная, моторная («память руки»). Слуховую память развивают диктанты. Зрительную – списывание, или диктант по памяти. Речедвигательную – послоговое орфографическое проговаривание. Моторную – многократная запись. Работа над ошибками – важный этап в деле формирования орфографических умений. Она складывается из специальной работы по предупреждению орфографических ошибок, фиксации учителем орфографических ошибок, учета слов с ошибками при подготовке урока работы над ошибками, работа над ошибками на уроке.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники