ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (VIII—XI КЛАССЫ) — тема научной статьи по народному образованию и педагогике из журнала — Русский язык в школе

научная статья по теме ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (VIII—XI КЛАССЫ) Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ (VIII—XI КЛАССЫ)»

Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания языковой личности (У111-Х1 классы)

Автор статьи обращает внимание читателей на то, что проектно-исследовательская деятельность может стать механизмом самовключения учащихся в развивающую речевую среду, условием для достижения эффективных результатов обучения русскому языку.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность; языковая личность; метапредметная роль уроков русского языка; образовательная область «Филология.»; язык художественных произведений; речевая среда; соотношение теории и практики.

Использование проектно-исследова-тельской деятельности учащихся при изучении курса русского языка в средней школе направлено на достижение результатов не только на предметном уровне, но и на уровнях метапред-метном и (это главное!) личностном. Осуществление исследовательского подхода в процессе подготовки и защиты проектов предполагает проведение уроков-семинаров, уроков-конференций, опору на результаты, достигнутые на занятиях элективных курсов, на самостоятельную творческую деятельность при использовании словарей, справочников, ресурсов Интернета. Успешная защита исследовательского проекта может являться основанием для получения зачета по определенной теме (разделу программы), для оценки результатов промежуточной и даже итоговой аттестации (например, за курс X класса).

При организации проектно-исследова-тельской деятельности учащихся уже на этапе обучения в VIII и IX классах про-

Пахнова Татьяна Михайловна, кандидат пед. наук, профессор МПГУ. E-mail: mpra_mpgu@mail.ru

исходит интеграция традиционных форм обучения и интернет-технологий. Школьники постепенно овладевают коммуникативными технологиями, обеспечивающими быструю передачу информации, общение в процессе сотрудничества при решении учебных задач. Исходя из принципа педагогической целесообразности, при моделировании диалога учителя и учеников на занятиях, посвященных обсуждению научных проблем (лингвистических, филологических, культуровед-ческих), следует с чувством меры обращаться к электронным изображениям произведений живописи, графики, скульптуры, к видео- или аудиозаписям. Таким образом, дидактический материал, используемый на уроках, становится более разнообразным; при этом особенно ценно, что часто его отбирают сами учащиеся (иногда с помощью родителей, друзей) в процессе подготовки слайдов для презентации при защите исследовательских проектов.

Учащимся VIII и IX классов целесообразно предлагать для исследования темы, связанные с развитием речи, изучением синтаксиса простого и сложного предложений, особенностей пунктуации,

повторением лексики, морфологии. Например:

Односоставные предложения и их роль в речи.

Роль вводных слов как средства связи между предложениями в тексте-рассуждении.

Вопросительные предложения как один из вариантов зачина текста (абзаца).

Особенности русского речевого этикета.

Синтаксис русских пословиц.

Словари — наши друзья и помощники.

Как вести диалог с текстом.

Синтаксические средства выразительности речи.

Использование риторических обращений в поэтическом тексте.

Синонимы — это часто «то же, да не то же».

Зачем нужны знаки препинания.

Как стать языковой личностью.

Слово — «Солнце языковой системы».

«Русский язык кажется созданным для поэзии».

Как стать талантливым читателем.

Понимание текста — это творчество.

Что такое филологическое понимание текста.

Диалог с текстом и метод медленного чтения.

Как развить память.

Чтение как сотворчество.

Организация проектно-исследователь-ской деятельности, включение ее в структуру курса русского языка в старших классах, органически связанного с изучением русской литературы XIX и XX вв. ориентированы на решение следующих задач:

— обучения, развития и воспитания ученика как языковой личности с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старшеклассников и отражающих особенности программы и учебников русского языка для X и XI классов;

— создания условий для организации эффективного взаимодействия ученика и учителя, родителей в процессе обучения, для сотрудничества учащихся при решении учебных задач исследовательского характера (одну и ту же тему исследовательского проекта могут выбрать несколько учеников);

— использования возможностей образовательной речевой среды, создаваемой на основе целенаправленно отобранных текстов и заданий к ним, для повышения качества образования, в том

числе с применением таких информационных технологий, когда учебник не является единственным источником получения информации;

— осуществления самообразования, самооценки и личностного роста, проектирования дальнейшего образовательного маршрута в области изучения языка и литературы, выбора индивидуальной образовательной траектории с учетом интересов, уровня подготовки;

— развития у старшеклассников способностей отбирать, анализировать, систематизировать и использовать информацию в соответствии с темами исследовательских проектов;

— разработки современных подходов для презентации, сопровождающей защиту исследовательских проектов на уроках-семинарах, конференциях, на занятиях элективных курсов, на уроках, посвященных подготовке к зачетам, к экзаменам; выбора технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

— оценки результатов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, проектирования на основе анализа результатов последующей проектно-исследовательской деятельности в системе непрерывного образования;

— изучения возможностей, потребностей, достижений старшеклассников в области изучения курса русского языка как важнейшей части единой образовательной области «Филология» и проектирования, прогнозирования на основе полученных результатов, связанных со становлением исследовательских способностей, творческой самостоятельности, индивидуальных маршрутов обучения, воспитания, развития на метапред-метном и личностном уровнях.

Для освоения проектно-исследователь-ской деятельности учащиеся используют знания, умения, способы деятельности, сформированные в ходе изучения курса русского языка и литературы, на занятиях элективных курсов, во время посещения музеев, библиотек, экскурсий. Проектно-исследовательская деятельность в X и XI классах преемственно связана с тем опытом, который был получен школьниками ранее.

Освоение исследовательского подхода при изучении родного языка является

необходимой основой для участия в конкурсах, олимпиадах, для последующего применения достигнутых результатов при изучении других наук.

Процесс приобщения к проектно-ис-следовательской деятельности положительно влияет на формирование универсальных учебных действий, достижение результатов при становлении коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.

В результате приобщения к проектно-исследовательской деятельности развиваются творческие способности старшеклассника, его самостоятельность, совершенствуются умения сотрудничать в процессе решения учебных задач, возрастает потребность в самооценке.

Материалы учебников дают возможность выбора тем для исследовательской работы, в процессе которой формируются умения работать со словарями, сопоставлять, сравнивать, анализировать информацию, полученную из разных источников; постепенно ученики осваивают особенности научного стиля речи.

Полезно для развития исследовательского подхода к анализу художественного текста показать учащимся, как можно использовать материалы «Словаря юного филолога» (второе издание носит название «Словарь юного лингвиста»), четырехтомного «Словаря языка Пушкина».

Укажем несколько формулировок, которые могут стать темами для исследовательских проектов. Темы эти связаны с именем А. С. Пушкина (осмысление роли Пушкина в истории нашей литературы, русского языка, в судьбе нашей культуры и жизни каждого из нас — ключевая проблема, объединяющая все этапы, темы, разделы курса русского языка как части единой образовательной области «Филология»).

Пушкин как основоположник современного русского литературного языка.

Слово Пушкина как источник культуры русской речи.

Слово Пушкина о русском слове.

Речевые идеалы Пушкина.

Слово Пушкина как источник развития чувства языка.

«Чувство соразмерности и сообразности», воплощенное в произведениях Пушкина.

Пушкинские традиции и язык писателей второй половины XIX в.

Пушкинские традиции и язык поэзии Серебряного века.

Русские ученые-филологи о языке пушкинских произведений.

Роль диалога в произведениях Пушкина.

Приемы осуществления речевой характеристики персонажей в произведениях Пушкина.

«Русский язык — это прежде всего Пушкин». (А. Толстой).

Выразительные средства русской фонетики и интонации в произведениях Пушкина.

Выразительные средства лексики и фразеологии в поэзии и прозе Пушкина.

Использование в произведениях Пушкина выразительных средств морфологии и синтаксиса.

Частотность употребления слов различных частей речи в произведениях Пушкина в зависимости от типа текста (повествование, описание), стиля.

Особенности употребления глаголов в пушкинской прозе.

Местоимения я и мы в лирических произведениях Пушкина.

Сопоставление двух редакций пушкинского текста.

Выявление особенностей индивидуального авторского стиля на основе сопоставления пушкинского текста (отрывка) с близкими по теме, жанру произведениями других авторов.

Развернутое сравнение как средство выразительности в пушкинских произведениях.

Произведения Пушкина как диалог с читателем. (Слово читатель употребляется в произведениях Пушкина 128 раз.)

Употребление историзмов и архаизмов в произведениях Пушкина.

Стилистическое использование Пушкиным слов с переносным значением, омонимов, антонимов и синонимов.

Новации Пушкина в области сочетаемости слов и словопроизводства.

Крылатые слова из романа «Евгений Онегин» в современной устной и письменной речи.

Литература XX в. как отклик на произведения русских классиков XIX в.

Почему так важно обращаться к исследованию языка художественных произведений именно на уроках русск

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Народное образование. Педагогика»

ШУЛЬГИНА Н.П. — 2012 г.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники